Колесников Николай Николаевич

2
(1)

Колесников Николай Николаевич24 июля 1898 года в селе Николаевский городок Саратовского уезда родился Колесников Николай Николаевич , советский актёр театра и кино. В 1920 году он окончил Саратовское земледельческое училище (бывшее Мариинское) и поступил на Высшие государственные мастерские театрального искусства в Саратове (сейчас Театральный институт Саратовской государственной консерватории имени Собинова). Одновременно в 1920—1922 годах работал научным сотрудником кабинета искусств. После окончания мастерских переезжает в Ростов-на-Дону, где не сразу начинает работать по специальности. С 1923 по 1924 год работает секретарём начальника Секретно-оперативной части (СОЧ) ОГПУ. В 1924—1925 годах — инструктор Ростовского Донполитпросвета, в 1925—1927 годах — руководитель и артист Живой газеты «Край Совпрофа» и театра «Хлеборобов» в Ростове-на-Дону.

После 1927 года работал во многих театрах страны. В 1927—1932 годах был артистом Оренбургского драматического театра, в 1932—1933 годах — артист Пензенского драматического театра, в 1933—1934 годах — артист Ашхабадского государственного русского драматического театра, в 1934—1936 годах — артист Карельского государственного драматического театра в Петрозаводске, в 1936—1937 годах — артист Архангельского большого драматического театра.

В 1937—1946 годах — артист Омского областного драматического театра, преподавал в Омской театральной студии. Он был педагогом по художественному чтению, среди его учеников был знаменитый в будущем актёр – Михаил Александрович Ульянов. Вот как описывает он в своих воспоминаниях встречи с Н.Н. Колесниковым: «Одной из первых моих ролей была роль беспризорника в «Кремлевских курантах», где с замечательной проникновенностью выступал в роли Владимира Ильича Ленина один из лучших актеров театра — Николай Николаевич Колесников. Навсегда запомнилось, как по коридору Омского театра, чуть ссутулившись, он шел, погруженный в себя. В эти вечера мы не подходили к Колесникову, а он не обращал на нас внимания.

У Николая Николаевича было поразительное портретное сходство с Лениным. Если я не ошибаюсь, он только приклеивал усы и бороду и на этом завершал свой грим. Но не внешнее сходство определяло исполнение им этой роли. Он был собранный, думающий, умный актер. И играл он Владимира Ильича глубоко, сдержанно, без лишнего умиления и театрального подчеркивания характерности образа. Недаром, когда вскоре после войны Юткевич начал ставить фильм «Кремлевские куранты», он пригласил на роль В. И. Ленина Николая Николаевича Колесникова.»(Ульянов М. А. Работаю актером. М.: Искусство, 1987.)

Наибольшую известность Николаю Николаевичу Колесникову принесли исполнение роли В. И. Ленина в спектаклях Омского областного драматического театра «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Ленин в 1918 году». Он ни разу не видел и не слышал вождя. Не был знаком и с первым воплощением его образа Б. Щукиным — в спектакле вахтанговского театра «Человек с ружьем» и М. Штраухом — в «Правде» А. Корнейчука на сцене Театра Революции. Но знал, голос Ленина, его черты берегут в памяти люди, которые придут на спектакль. И нельзя обмануть их ожидание.

Жива была Н. К. Крупская. Колесников поехал в Москву.  Встретился с нею, с секретарем Ленина Л. А. Фотиевой, просмотрел хроникальные фильмы, прослушал записи голоса Ильича, познакомился со всеми материалами музеев имени В. И. Ленина и имени Революции.

Двадцать дней в Москве не только духовно обогатили — его ободрила Н. К. Крупская. Высшим мерилом стали ее слова о портретном сходстве артиста с Ильичей, вплоть до знаменитого «прищура» глаз, о том, что в Колесникове чувствуется внутренняя духовность, интеллигентность, которые помогут сыграть эту роль.

Премьеру спектакля «Человек с ружьем» наметили на 6 ноября 1938 года. Сообщений о ней не давали: ждали из Москвы комиссию Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. 3 ноября в театре состоялся закрытый просмотр.  Комиссия во главе с председателем — начальником Главреперткома А. Н. Григорьевой решила отложить премьеру. Через неделю коллектив вновь показал спектакль. Вывод был положительный: можно играть!

11 ноября 1938 года на первый спектакль омской Ленинианы пришли омичи. Больше всего, пожалуй, их волновал вопрос: похож или не похож? Облик Ленина—в сердце каждого, а ведь многие люди тридцатых годов наблюдали Ильича в действии: на митингах, собраниях, демонстрациях.

И когда показалась, коренастая, энергичная фигура человека в коротком пальто, когда все увидели характерный, запоминающийся жест, знакомое и дорогое лицо, в зале облегченно и радостно вздохнули: похож! И поднялся шквал аплодисментов — как  благодарность актеру, взявшему на себя ответственный и почетный труд.

В тот вечер Николай Николаевич, быть может, даже несколько подчеркивал известные по фотографиям позы, как бы застывая в них на долю секунды. Советская Лениниана только начиналась. Ее исходными позициями были портретный грим, освоение речевых особенностей, манер, походки, жестов Ильича. Корреспондент газеты «Советское искусство», побывав на премьере, отметил: Колесников — «актер большого обаяния, обладающий внешним сходством с Лениным. Он создает очень человечный, мягкий образ, оставляющий сильное впечатление »(«Советское искусство», 1939, 22 января).

Страстная жажда играть роль В. И. Ленина побуждала Колесникова к труду самоотверженному, бесконечному, заметному его товарищам. «Вспомнишь ленинскую цитату, а он: «Я знаю, знаю»,— и назовет страницу, том собрания сочинений Ленина.  А как он поражался «Философским тетрадям», мощи суждений вождя! Порою в артистах, играющих роль Ленина, не было значительности. В Колесникове она чувствовалась сразу(Образ вождя в драмтеатре в Советское время. Наш Омск55.ру. электронный ресурс(http://nashomsk55.ru/odr/458-vozhd) (Дата просмотра 06.11.2017)).

В Омском драматическом театре Колесников проработал до 1947 года. И все это время исполнял роль Ленина в разных спектаклях. Впрочем, не только в спектаклях. Во время первомайских и ноябрьских демонстраций Колесникова — Ленина — возили на грузовике по улицам, и он, характерно грассируя, призывал пролетариев всех стран объединяться. Трудовые коллективы считали за честь, когда на творческую встречу к ним приезжали участники спектаклей, в особенности Николай Колесников.

В 1939—1946 годах — Н.Н. Колесников избирался депутатом Омского горсовета. Член Коммунистической партии Советского Союза с ноября 1943 года.

Н.Н. Колесников в роли Антипы Зыкова в спектакле «Зыковы»

В 1945 году  награждён  медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и 3 ноября Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за выдающиеся заслуги в области театрального искусства было присвоено звание  «Заслуженный артист РСФСР».

В 1946—1947 года работал на киностудии «Мосфильм», в 1947—1948 годах — артист Государственного академического Малого театра Союза ССР. Причина ухода Н.Н. Колесникова из Малого театра описывается М.А. Ульяновым так: «Во время работы над фильмом «Свет над Россией» Николая Николаевича пригласили в Малый театр, но что-то, видимо, мешало ему, что-то не давало возможности раскрыться. Он уехал в Куйбышев.»(Ульянов М. А. Работаю актером. М.: Искусство, 1987.)

В 1948—1959 годах работал в Куйбышевском театре драмы (ныне Самарский театр драмы имени М. Горького), где проработал до конца жизни. Среди его лучших ролей: Антипа Зыков («Зыковы» М. Горького), Осип («Ревизор» Н. Гоголя), В.И. Ленин («Кремлевские куранты», «Третья патетическая» Н. Погодина), адмирал Макаров («Порт-Артур» А. Степанова и П. Попова) и др.

24 декабря 1951 удостоен звания «Народный артист РСФСР».

Работ в кино у Николая Николаевича Колесникова было не много. Первая его роль в кино состоялась в 1930 году в фильме Луки Ляшенко «Волчьи тропы». Фильм рассказывал о классовой борьбе на селе в 1929 году, когда создавались первые колхозы. Николай Николаевич сыграл в этом фильме роль сектантского попа.

Вторая и самая значимая – роль В.И. Ленина в фильме «Свет над Россией», снятом в 1947 году Сергеем Юткевичем.

Кадр из фильма «Свет  над Россией»

История ленты «Свет над Россией» весьма примечательна для сталинского времени. Кажется, все сулило огромный успех – добротный сценарий по знаменитой пьесе «Кремлевские куранты», с успехом шедшей в десятках театрах, выдающийся режиссер Сергей Юткевич и звездный состав исполнителей. Вениамин Зускин – часовщик, тот самый часовщик, который заставил кремлевские куранты исполнять «Интернационал». Комиссия приняла фильм, и Юткевич улетел в Сочи. Все вздохнули с облегчением.

В СССР выпускалось мало фильмов и, как правило, все смотрел сам Сталин. От его настроения после просмотра зависело, выйдет ли вообще картина на экраны, какую определят категорию и многое другое.

Сталин просмотрел «Свет над Россией» и в гневе покинул демонстрационный зал. Он ничего не сказал, не сделал ни одного замечания, тем не менее, по Министерству кинематографии был издан приказ: фильм «Свет над Россией» политически порочный.

Оказывается, на просмотре министр Большаков сидел позади Сталина и фиксировал неодобрительные хмыкания товарища Сталина, которому фильм не понравился. Прежде всего, недостаточно обрисован образ самого Сталина.

Как ни странным может показаться, но во многом виновником запрета был … Зускин. Для него никогда ничего не значило — роль главная или второстепенная. Он всегда относился к ней как решающей. Вот и небольшая роль часовщика была сыграна так, что она затмила все остальные. Потом Юткевичу передали замечание Сталина: в фильме, мол, много часовщика. Великий вождь не потерпел такого(Кино-театр.ру . Электронный ресурс(http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/ 6241/annot/)(дата просмотра 06.07.2017)).  В результате «Свет над Россией» пролежал на полке почти 35 лет.

Кадр из фильма «Сталинградская битва»

Последней работой актёра в кино стал двухсерийный художественный фильм Владимира Петрова «Сталинградская битва». В этом фильме Николай Николаевич Колесников сыграл роль командующего Юго-Восточного фронта генерала Андрея Ивановича Ерёменко.

Премьера 1 серии состоялась 9 мая 1949 года, 2 серии — 18 декабря 1949 года. В 1960 году фильм был подвергнут редакции: из 1 серии были вырезаны несколько сцен с участием Л. П. Берии.

До конца своей жизни Николай Николаевич Колесников жил в Куйбышеве, как тогда называлась Самара. В 1948-1952гг был

Председателем Куйбышевского отделения  Всероссийского театрального общества.

Награды и премии:

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945).
Заслуженный артист РСФСР (1945).
Народный артист РСФСР (24.12.1951).

Умер 23 июля 1959 года, не дожив одного дня до своего шестьдесят второго дня рождения.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт разработан студией: ETS-ART