24 июля 1898 года в селе Николаевский городок Саратовского уезда родился Колесников Николай Николаевич , советский актёр театра и кино. В 1920 году он окончил Саратовское земледельческое училище (бывшее Мариинское) и поступил на Высшие государственные мастерские театрального искусства в Саратове (сейчас Театральный институт Саратовской государственной консерватории имени Собинова). Одновременно в 1920—1922 годах работал научным сотрудником кабинета искусств. После окончания мастерских переезжает в Ростов-на-Дону, где не сразу начинает работать по специальности. С 1923 по 1924 год работает секретарём начальника Секретно-оперативной части (СОЧ) ОГПУ. В 1924—1925 годах — инструктор Ростовского Донполитпросвета, в 1925—1927 годах — руководитель и артист Живой газеты «Край Совпрофа» и театра «Хлеборобов» в Ростове-на-Дону.
После 1927 года работал во многих театрах страны. В 1927—1932 годах был артистом Оренбургского драматического театра, в 1932—1933 годах — артист Пензенского драматического театра, в 1933—1934 годах — артист Ашхабадского государственного русского драматического театра, в 1934—1936 годах — артист Карельского государственного драматического театра в Петрозаводске, в 1936—1937 годах — артист Архангельского большого драматического театра.
В 1937—1946 годах — артист Омского областного драматического театра, преподавал в Омской театральной студии. Он был педагогом по художественному чтению, среди его учеников был знаменитый в будущем актёр – Михаил Александрович Ульянов. Вот как описывает он в своих воспоминаниях встречи с Н.Н. Колесниковым: «Одной из первых моих ролей была роль беспризорника в «Кремлевских курантах», где с замечательной проникновенностью выступал в роли Владимира Ильича Ленина один из лучших актеров театра — Николай Николаевич Колесников. Навсегда запомнилось, как по коридору Омского театра, чуть ссутулившись, он шел, погруженный в себя. В эти вечера мы не подходили к Колесникову, а он не обращал на нас внимания.
У Николая Николаевича было поразительное портретное сходство с Лениным. Если я не ошибаюсь, он только приклеивал усы и бороду и на этом завершал свой грим. Но не внешнее сходство определяло исполнение им этой роли. Он был собранный, думающий, умный актер. И играл он Владимира Ильича глубоко, сдержанно, без лишнего умиления и театрального подчеркивания характерности образа. Недаром, когда вскоре после войны Юткевич начал ставить фильм «Кремлевские куранты», он пригласил на роль В. И. Ленина Николая Николаевича Колесникова.»(Ульянов М. А. Работаю актером. М.: Искусство, 1987.)
Наибольшую известность Николаю Николаевичу Колесникову принесли исполнение роли В. И. Ленина в спектаклях Омского областного драматического театра «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Ленин в 1918 году». Он ни разу не видел и не слышал вождя. Не был знаком и с первым воплощением его образа Б. Щукиным — в спектакле вахтанговского театра «Человек с ружьем» и М. Штраухом — в «Правде» А. Корнейчука на сцене Театра Революции. Но знал, голос Ленина, его черты берегут в памяти люди, которые придут на спектакль. И нельзя обмануть их ожидание.
Жива была Н. К. Крупская. Колесников поехал в Москву. Встретился с нею, с секретарем Ленина Л. А. Фотиевой, просмотрел хроникальные фильмы, прослушал записи голоса Ильича, познакомился со всеми материалами музеев имени В. И. Ленина и имени Революции.
Двадцать дней в Москве не только духовно обогатили — его ободрила Н. К. Крупская. Высшим мерилом стали ее слова о портретном сходстве артиста с Ильичей, вплоть до знаменитого «прищура» глаз, о том, что в Колесникове чувствуется внутренняя духовность, интеллигентность, которые помогут сыграть эту роль.
Премьеру спектакля «Человек с ружьем» наметили на 6 ноября 1938 года. Сообщений о ней не давали: ждали из Москвы комиссию Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. 3 ноября в театре состоялся закрытый просмотр. Комиссия во главе с председателем — начальником Главреперткома А. Н. Григорьевой решила отложить премьеру. Через неделю коллектив вновь показал спектакль. Вывод был положительный: можно играть!
11 ноября 1938 года на первый спектакль омской Ленинианы пришли омичи. Больше всего, пожалуй, их волновал вопрос: похож или не похож? Облик Ленина—в сердце каждого, а ведь многие люди тридцатых годов наблюдали Ильича в действии: на митингах, собраниях, демонстрациях.
И когда показалась, коренастая, энергичная фигура человека в коротком пальто, когда все увидели характерный, запоминающийся жест, знакомое и дорогое лицо, в зале облегченно и радостно вздохнули: похож! И поднялся шквал аплодисментов — как благодарность актеру, взявшему на себя ответственный и почетный труд.
В тот вечер Николай Николаевич, быть может, даже несколько подчеркивал известные по фотографиям позы, как бы застывая в них на долю секунды. Советская Лениниана только начиналась. Ее исходными позициями были портретный грим, освоение речевых особенностей, манер, походки, жестов Ильича. Корреспондент газеты «Советское искусство», побывав на премьере, отметил: Колесников — «актер большого обаяния, обладающий внешним сходством с Лениным. Он создает очень человечный, мягкий образ, оставляющий сильное впечатление »(«Советское искусство», 1939, 22 января).
Страстная жажда играть роль В. И. Ленина побуждала Колесникова к труду самоотверженному, бесконечному, заметному его товарищам. «Вспомнишь ленинскую цитату, а он: «Я знаю, знаю»,— и назовет страницу, том собрания сочинений Ленина. А как он поражался «Философским тетрадям», мощи суждений вождя! Порою в артистах, играющих роль Ленина, не было значительности. В Колесникове она чувствовалась сразу(Образ вождя в драмтеатре в Советское время. Наш Омск55.ру. электронный ресурс(http://nashomsk55.ru/odr/458-vozhd) (Дата просмотра 06.11.2017)).
В Омском драматическом театре Колесников проработал до 1947 года. И все это время исполнял роль Ленина в разных спектаклях. Впрочем, не только в спектаклях. Во время первомайских и ноябрьских демонстраций Колесникова — Ленина — возили на грузовике по улицам, и он, характерно грассируя, призывал пролетариев всех стран объединяться. Трудовые коллективы считали за честь, когда на творческую встречу к ним приезжали участники спектаклей, в особенности Николай Колесников.
В 1939—1946 годах — Н.Н. Колесников избирался депутатом Омского горсовета. Член Коммунистической партии Советского Союза с ноября 1943 года.
В 1945 году награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и 3 ноября Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за выдающиеся заслуги в области театрального искусства было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1946—1947 года работал на киностудии «Мосфильм», в 1947—1948 годах — артист Государственного академического Малого театра Союза ССР. Причина ухода Н.Н. Колесникова из Малого театра описывается М.А. Ульяновым так: «Во время работы над фильмом «Свет над Россией» Николая Николаевича пригласили в Малый театр, но что-то, видимо, мешало ему, что-то не давало возможности раскрыться. Он уехал в Куйбышев.»(Ульянов М. А. Работаю актером. М.: Искусство, 1987.)
В 1948—1959 годах работал в Куйбышевском театре драмы (ныне Самарский театр драмы имени М. Горького), где проработал до конца жизни. Среди его лучших ролей: Антипа Зыков («Зыковы» М. Горького), Осип («Ревизор» Н. Гоголя), В.И. Ленин («Кремлевские куранты», «Третья патетическая» Н. Погодина), адмирал Макаров («Порт-Артур» А. Степанова и П. Попова) и др.
24 декабря 1951 удостоен звания «Народный артист РСФСР».
Работ в кино у Николая Николаевича Колесникова было не много. Первая его роль в кино состоялась в 1930 году в фильме Луки Ляшенко «Волчьи тропы». Фильм рассказывал о классовой борьбе на селе в 1929 году, когда создавались первые колхозы. Николай Николаевич сыграл в этом фильме роль сектантского попа.
Вторая и самая значимая – роль В.И. Ленина в фильме «Свет над Россией», снятом в 1947 году Сергеем Юткевичем.
История ленты «Свет над Россией» весьма примечательна для сталинского времени. Кажется, все сулило огромный успех – добротный сценарий по знаменитой пьесе «Кремлевские куранты», с успехом шедшей в десятках театрах, выдающийся режиссер Сергей Юткевич и звездный состав исполнителей. Вениамин Зускин – часовщик, тот самый часовщик, который заставил кремлевские куранты исполнять «Интернационал». Комиссия приняла фильм, и Юткевич улетел в Сочи. Все вздохнули с облегчением.
В СССР выпускалось мало фильмов и, как правило, все смотрел сам Сталин. От его настроения после просмотра зависело, выйдет ли вообще картина на экраны, какую определят категорию и многое другое.
Сталин просмотрел «Свет над Россией» и в гневе покинул демонстрационный зал. Он ничего не сказал, не сделал ни одного замечания, тем не менее, по Министерству кинематографии был издан приказ: фильм «Свет над Россией» политически порочный.
Оказывается, на просмотре министр Большаков сидел позади Сталина и фиксировал неодобрительные хмыкания товарища Сталина, которому фильм не понравился. Прежде всего, недостаточно обрисован образ самого Сталина.
Как ни странным может показаться, но во многом виновником запрета был … Зускин. Для него никогда ничего не значило — роль главная или второстепенная. Он всегда относился к ней как решающей. Вот и небольшая роль часовщика была сыграна так, что она затмила все остальные. Потом Юткевичу передали замечание Сталина: в фильме, мол, много часовщика. Великий вождь не потерпел такого(Кино-театр.ру . Электронный ресурс(http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/ 6241/annot/)(дата просмотра 06.07.2017)). В результате «Свет над Россией» пролежал на полке почти 35 лет.
Последней работой актёра в кино стал двухсерийный художественный фильм Владимира Петрова «Сталинградская битва». В этом фильме Николай Николаевич Колесников сыграл роль командующего Юго-Восточного фронта генерала Андрея Ивановича Ерёменко.
Премьера 1 серии состоялась 9 мая 1949 года, 2 серии — 18 декабря 1949 года. В 1960 году фильм был подвергнут редакции: из 1 серии были вырезаны несколько сцен с участием Л. П. Берии.
До конца своей жизни Николай Николаевич Колесников жил в Куйбышеве, как тогда называлась Самара. В 1948-1952гг был
Председателем Куйбышевского отделения Всероссийского театрального общества.
Награды и премии:
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945).
Заслуженный артист РСФСР (1945).
Народный артист РСФСР (24.12.1951).
Умер 23 июля 1959 года, не дожив одного дня до своего шестьдесят второго дня рождения.