Курдюм (Архангельское) — село в Татищевском районе. расположено между высоких холмов, вдоль реки Курдюм, которая делит его на две неравные части. Восточная, южная, западная часть территории, окружающей село, покрыта небольшими перелесками. Лишь северная часть безлесная, более ровная.
Село Курдюм началось застраиваться в первой половине 18 века (Официальной датой основания считается 1748 год, основателем — помещик Алексей Иванович Родионов , который в 1819 году построил в Курдюме церковь. После основания села, до строительства церкви прошло 70 лет, скорее всего основание села приписывается Алексею Ивановичу ошибочно — прим. авт.). Свое название получило от реки Курдюм.
Первые застройки села начались вдоль речки, широкой прямой улицей. Первоначальное название улицы не известно. Впоследствии называлась «Старая улица». Неподалеку, в конце этой улицы, через речку на пригорке стояла небольшая церковь.
Со временем, это место начало заболачиваться, и люди были вынуждены переселиться в другое место. Места для расселения были отведены волостью. Село стало расти в пяти направлениях. Место переселения «Старой улицы» было выделено за церковью. Название ей дали «Мышиновка» сейчас улица Заречная. Мышиновкой улицу назвали за то, что рядом находились гумна крестьян, где они мололи свой хлеб, хранили солому, мякину, часть урожая, следовательно, в этом месте было много мышей.
В 1905 году было построено здание больницы. Улица от моста до больницы называлась «Барский конец». Эта улица имела особое значение, рядом с общинной землей Курдюма граничила земля помещицы Коль. По легенде, барыне не хотелось селить крестьян на своей земле и, поэтому она выкупила у земства часть общинной земли, где и построила для крестьян дома. Вот отсюда и название «Барский конец» и крестьян так и называли — Николай барский, Екатерина барская и др. Потом эту улицу назвали «Индией» из-за удаленности от центра. Сейчас она Молодежная, так как в то время, когда ее переименовывали, улица была в основном заселена молодежью.
Были и другие названия улиц:
— «Свиновка»- улица получила название за болотистое место поблизости, куда выгоняли крестьяне свиней.
— «Сычевка» — называлась из-за близкого расположения к гумнам, где по ночам кричали сычи.
— «Болдыревка»- преобладали жители с фамилией Болдыревы.
— «Свистовка», « Садовка».
— «Погановка»- так назвали, потому что в то время там была мыловарня. И неприятный запах доходил до основного села.
В 1978 году центральная улица, носившая название «Большая» была переименована в улицу Пономарёва, в честь Героя Советского Союза Петра Тихоновича Пономарёва.
По некоторым данным село Курдюм было основано в 1748 году помещиком Алексеем Ивановичем Родионовым . Но уже в 1800 году основную часть населения села составляли казённые крестьяне, и лишь пять душ мужского пола показаны как крестьяне Натальи Никитовны Фофановой . Наталья Никитовна была женой прапорщика Алексея Федоровича Фофанова и проживала с детьми в Слепцовке.
В Списках населённых мест Саратовской губернии за 1862 и 1911 годы село Курдюм показано как казённое и о помещичьих владениях не упоминается.
В 1800 году:
пахотных крестьян 61 душа м.п.;
бобылей — 79 душ м.п.
(Ведомость учиненная Саратовской казённой палатой в Ревижской экспедиции,сколько состоит по г.Саратову и живущих в округе оного на принадлежащей городу земле коронных крестьян 1800 г. Труды СУАК Том 4 Выпуск 3).
Прапорщицы Натальи Фофановой — 5 душ м.п.
(Ведомость учиненная в Саратовской казённой палате, о числе состоящих по г.Саратову помещичьих дворовых людей и в округе оного в разных селениях крестьян. С которой послана копия к генеральному землемеру Томилину июля 2-го дня 1800 г. Труды СУАК Том 4 Выпуск 3).
по 10 ревизии (1858 г.) в составе Пригородной волости Саратовского уезда:
казённые крестьяне м.п.- 258 , ж.п. — 268. Всего — 526 человек (ГАСО ф.28 о.1 д.2609).
В 1862 году село казённое при речке Курдюм – 92 дворов, м.п. — 299, ж.п. — 313. Всего — 612. 1 церковь, 1 почтовая станция, 2 мельницы, Сельское управление, 2 дранки.Списки населённых мест Саратовской губернии. 1862г.)
В 1911 году центр Курдюмской волости. 1 фельшерско-акушерский пункт, 1 с/х общество (бывшие Невежина ) – 190 дворов, м.п. — 623, ж.п. — 642. Всего 1265 человек. (Списки населённых мест Саратовской губернии. 1911г.)
После отмены крепостного права земли стали скупаться не только дворянами, но и богатыми купцами. В начале 20 века землями в окрестностях села Курдюм, согласно, сохранившихся документов Курдюмского Волисполкома, владели следующие господа:
Наталья Гавриловна Коль у Докторовки — 160 десятин (х. Девятовка);
И.Ф. Ковригин у Докторовки -74 десятины;
Петр Григорьевич Бестужев у Докторовки — 6 десятин;
Константин Фёдорович Болотников у Докторовки -28 десятин;
Н.С. Никольский у Ильиновки — 329 десятин;
Александр Иванович Крафт у Ильиновки – 12 десятин;
Е.С. Маковский у Ильиновки — 20 десятин;
О.Д. Зейферт у Ильиновки — 199 десятин.
Наиболее тесно с крестьянскими наделами граничила земля «барыни» Коль, которую в простонародье назвали «Колихой». В память о ней осталось название оврага «Колихин», к востоку от села. Известно, что землю она получила в наследство от отца. Кем был её муж, точно установить, пока не удалось. По рассказам старожилов у неё было двое детей – сын и дочь. Ещё одним напоминанием о «Колихе» служит бывшее название улицы Молодёжной – «Барский конец», которую она якобы заселила на свои деньги.
Курдюмская волость
В начале февраля 1918 года Курдюмское волостное земское управление было упразднено, вместо него был провозглашен Курдюмский волостной Совет крестьянских и солдатских депутатов.
Курдюмская волость, являясь административной единицей равной району, и выполняла функции, которые с 1928 года стал исполнять район.
Кроме Волостного Исполнительного комитета в волости были и другие органы районной власти. Так 01.06.1918 был организован Курдюмский военный Комиссариат. 11.08.18 вместо бывшего военного Комиссара Курдюмской волости Ивана Яковлевича Губанова (с 1.6.1918), освобождённого по болезни, избрали Степана Ерофеевича Горшкова. 1
Кроме комиссара был военный руководитель, с 1.6.18 – Пономарёв Иван Никифорович 27 лет, бывший унтер-офицер.
20 июня 1922 года в село Курдюм переехал Народный судья 9 участка Саратовского уезда Воздвиженский. Его разместили на 2 этаже дома Болдырева Михаила Григорьевича, который до этого занимал Пономарёв Василий Игнатович. Часть отведённого помещения отводилась под Камеру Суда, а во второй расположилась семья судьи.2
В 1921 году в Курдюме была школа обучения музыки, где обучалось 16 человек.3
В 1924 году в состав Курдюмской волости входят Мариинская, Широкинская и Михайловская волости. Но из состава Курдюмской волости в Саратовскую переходят Разбойщина, Поливановка и Елшанка. По состоянию на июнь 1925 года в состав волости входило 18 сельских Советов и 1 поселковый. Было 2 молочных артели и 9 сельскохозяйственных артелей, 28 начальных школ и 1 школа 2 ступени, 6 библиотек, 3 медучастка.
В 1925 году в Курдюмской волости было 8 с/х кооперативов с числом членов 365, большинство кооперативов организовано в 1924 году, 1 с/х коммуна, 3 с/х артели, 6 молочных артелей, из которых одна организована в 1917 г. а остальные в 1924, 3 семенных товарищества и 12 кооперативных товариществ.4 В волости было 5 тракторов.5
Секретарь Курдюмской ячейки РКСМ Гвоздев Павел Фролович 1925г.
На 14.08.1925 года штат Волисполкома состоял из 14 человек. 28 школ 1 ступени, 1 школа 2 ступени, 2 д/дома. 2 медучастка, 1 больница 1 ветеринарный и 1 ветфельдшерский пункт. 5 потребительских обществ, 5 с\х кооперативных объединений, 13 производственных и 4 кредитных. 5 тракторов. 4 с\х артели, 1 коммуна.6
С 18 декабря по 31 декабря 1925 года в Москве проходил Четырнадцатый съезд Российской коммунистической партии. Григорий Михайлович Филиппов, председатель Широкинского сельсовета, в 1925 году в составе саратовской делегации принимал участие в работе 14 съезда ВКП (б). Он вручил подарок партийному съезду от крестьян Курдюмской волости. Это было большое, многоцветное шелковое знамя, которое ныне хранится в Музее истории России.
Рисунок на знамени олицетворял мечты сельчан о светлой жизни: по разным сторонам дороги отображены две деревни — старая с соломенными крышами и телегой и новая, будущая, о которой мечтали, — с кирпичными домами и трактором на улице. Над рисунком крупными буквами была сделана надпись: «От 28-ми тысяч крестьян Курдюмской волости Саратовского уезда».
На 14 съезде ВКП (б) Г.М. Филиппов выступил с приветственным словом к его делегатам и рассказал об успехах земляков в создании кооперативных объединений. В речи Григория Михайловича отмечен был и такой факт: в селе Курдюм на тот период уже были организованы детские ясли – одно из первых учреждений подобного рода в советской деревне 20-х годов прошлого века.
22.2.1926 в волости был создан лесной кадр, в составе двух объездчиков и одного делопроизводителя для охраны лесов местного значения.
В волости была Волостная милиция. На 1925 год начальником волостной милиции был Бирюков. В Штате было несколько младших милиционеров. В разное время милиционерами служили – Бугорков, Богомазов, Гуминский, Григан, Попов. Особенно часто милиционеры менялись на участке с центром в Николаевском городке. 12.04.1926 начальником милиции показан Передреев, делилась на 3 участка, в 3 участке (Николаевский Г.) мл. милиционер Яснов. Ст. милиционер Степанов (дер. Мещановка, Идолга). Имелось 4 лошади на всех. 20.9.1926 нач. милиции показан Бусыгин.
Курдюмское потребительское общество возникло в 1916 году, в 1925 зарегистрирован Устав. На 1.01.1926 253 пайщика. 235 мужчин и 18 женщин. Отделения Павловское -57, Шевырёвское -55. Сумма оборота товаров за год 14137 руб. 43 коп. Председатель общества Лапшин.
В Курдюмской волости числилось 64 охотника имеющих охотничьи ружья, которые облагались Государственным охотничьим сбором в размере 1 рубль и 50% надбавка в пользу Волисполкома.
11 человек в волости имели велосипеды, облагались налогом на транспортное средство в размере 2 рубля.7
9 июня 1921 года на заседании коллегии Курдюмского волостного исполкома было принято решение об открытии в Курдюме Детских яслей. Отвести под детские ясли дом, принадлежащий коллективу верующих Курдюмской церкви.8 Данный дом занимал священник Богословский, его пересилили в другой дом принадлежащий коллективу верующих, выселив оттуда квартирантов. Но открыть детские ясли смогли только в 1925 году.
Детские ясли в Курдюме открыты 29.06.1925. Это были одни из первых яслей в Советской России, о чём с гордостью наша делегация рапортовала на 14 съезде РКП (б) в декабре 1925 года.
Первоначально ясли приняли 22 ребёнка возраста от 6 месяцев до 7 лет. К 10 августа число детей увеличилось до 30. Персонал 5 человек (1 заведующий, 1 сестра-воспитательница, 2 няни и 1 кухарка). Заведующая товарищ Петерз. Под ясли было отведено одно из зданий школы, с двумя комнатами, коридором и кухней. Кроваток было только 15, столовую и чайную посуду принесли сами дети. Кормили детей 4 раза в день: в 8 часов кофе с белым хлебом, в 12 часов завтрак, в 2-3 часа обед, в 8 часов ужин. Кормление детей грудного возраста производилось через каждые три часа или хорошо прокипячённым молоком или манной кашей. Купание маленьких ребят производилось ежедневно в середине дня, утром же при приёме от матери малыши подмывались и переодевались в чистое. На 1 августа 1925 было детей: от 6 месяцев до 1 года — 6, от 1 до 3 лет — 6, от 3 до 6лет – 15, от 6 до 7лет – 1. Здание со всех сторон окружали проезжие дороги, и у детей не было возможности гулять в огороженной площадке.9
В 1926 году заведующей была Фролова.10
Примечания к разделу «Курдюмская волость»:
1 МУ «Архив ТМР СО» Ф.9.О.1.Д.5.Л.7
2 Там же. Ф.9.О.1.Д.14.Л129о.
3 Там же. Ф.9.О.1.Д.14.Л49о.
4 МУ «Архив ТМР СО» Ф.9.О.1.Д.6.Л82-83
5 Там же. Ф.9.О.1.Д.6.Л84о.
6 Там же. Ф.9.О.1.Д.48.Л1-3.
7 МУ «Архив ТМР СО» Ф.9.О.1.Д.59.Л33о.
8 МУ «Архив ТМР СО» Ф.9.О.1.Д.14.Л.27.
9 Там же. Ф.9.О.1.Д.34.Л.112-113.
10 Там же. Ф.9.О.1.Д.59.Л.38о.
Церковь села Курдюм
О времени строительства первой церкви в селе точных данных нет, однако известно, что в мае 1787 года в селе Курдюм служит священник Илья Тимофеев.1 В сохранившихся метрических книгах за 1804 год все записи ведет всё тот же священник Илья Тимофеев, диакон Лаврентий Тимофеев.2
Судя по тому, что ещё на Плане генерального межевания вторым названием села Курдюм было — Архангельское, можно сделать вывод, что первая церковь была освещена во им Архангела Михаила. Церковь каменная была построена в 1819 году. Это вторая каменная церковь на территории современного Татищевского района. Первая каменная церковь была построена в 1805 году в Глядковке.
Как упоминается во всех источниках, церковь построена тщанием помещика Алексея Ивановича Родионова. Престол один во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Приписные деревни Верхний Курдюм в 6 верстах, Павловка в 9 вер., Софьинка в 12 вер., Карповка в 2 вер., Докторовка в 3 вер., Зелёнкино в 7 вер., Безобразовка в 8 вер., Ильиновка в 6 верстах.3
С 1851 года церковь, относившаяся к Первому благочинию, имела два Престола: во имя Рождества Пресвятые Богородицы, в приделе — во имя Архистратига Михаила.
13 ноября 1858 года в с. Курдюм Саратовского уезда Саратовской губернии в семье священника Лебедева Андрея Васильевича родился сын — Лебедев Николай Андреевич, будущий знаменитый архитектор. Из чего можно сделать вывод, что его отец в 1858 году был священником в с. Курдюм. Данных о священниках с 1804 по 1858 год пока найти не удалось.
В 1869 году в Рождественско-Богородицкую церковь с. Курдюм «дозволено приобрести вместо разбитого колокола — новый, с употреблением на оный, если потребуется, в дополнение собранных от доброхотно-дателей в сей предмет денег 226 руб. 17 коп, из кошельковой суммы 70 рублей серебром» 4
В 1876 году церковь подверглась капитальному ремонту и 22 августа 1876 года была освящена Его Преосвященством.
Не смотря, на собственные нужды, приход храма в 1876 году собирал пожертвования в пользу южных славян (шла русско-турецкая война 1876-1878 гг.). В Саратовскую Духовную Консисторию поступило, собранные священником села Курдюма Саратовского уезда Андреем Лебедевым: шерстяных чулок 20 пар, детских чулок 4 пары, носков 11 пар, варег 10 пар, полушалков 4 штуки, головных ситцевых платков 8, белого коленкору 231 аршин, ситцу 5 аршин, льняного холста 15 аршин, посконного холста 27 аршин, серой нанки 7 аршин, полотенцев 2, нанковая детская рубаха 1, ситцевое с кофтою платье 1, ситцевый сарафан один, ниток 6 мотков, корпии 2 с половиной аршина, шапок 2, пояс 1, кисейных женских рукавов 2. 5 Сбор пожертвований продолжался и в 1877 году. Священником села Курдюма Саратовского уезда Андреем Лебедевым в 1877 году было передано: 1 ситцевый бедуин, ситцевых сарафана, сорочек женских 2, мужских 2, детская 1, платков ситцевых 3, шерстяной полушалок, шерстяных: чулок женских 1 пара, детских 1 пара, носков 9 пар, варег 1 пара, белого коленкору 1 аршин и розового ситца 3/4 аршина. 6
Священник Андрей Лебедев служил в Курдюме до 1885 года, когда Резолюцией Его Преосвященства от 6 ноября 1885 года, священник села Лоха, Саратовского уезда, Иоанн Несмелов,7 и священник села Курдюма, Андрей Лебедев, перемещены один на место другого.8
13 октября 1894 года Иоанн Несмелов утверждён в должности помощника Благочинного по 1 округу Саратовского уезда.
Определением Епархиального Начальства, от 29 сентября 1895 года за № 3237, на должность благочинного по 1 округу,
Саратовского уезда, назначен священник с. Курдюм, Саратовского уезда, Иоанн Владимирович Несмелов. Но уже в октябре 1895 года Иоанн Несмелов, по прошению, уволен от должности Благочинного 1-го округа, и в этой должности, утвержден священник Казанской церкви села Идолги, Василий Лебедев.9
В 1897 году Иоанн Несмелов утвержден в должности законоучителя Верхне-Курдюмской земской школы. В 1898 году отца Иоанна увольняют за штат по его прошению. Его сменяет Иосиф Софийский, но на следующий год 10 января 1899 года ему будет предоставлено место священника в городе Саратове, при Крестовоздвиженской церкви. В Курдюме место священника предоставляют диакону Спасо-Преображенской города Саратова церкви Василию Александровичу Гибралтарскому. 10
Резолюцией Его Преосвященства, от 17 февраля 1899 года, за № 527, священник села Курдюм Василий Гибралтарский утвержден в должности законоучителя, в Курдюмском, Ильинском и Верхне-Курдюмском начальных народных училищах.11
9 июня Василий Гибралтарский утвержден в должности помощника благочинного 1 округа Саратовского уезда.
10 декабря 1907 г. прихожане села Курдюма Саратовской губернии на сходе единогласно постановили: «Принести искреннюю сердечную благодарность саратовскому купцу Н. В. Кеменеву за отливку … большого колокола, отличающегося сильным, густым и приятным звуком, необыкновенною чистотою и опрятностью, за скорость и добросовестность при исполнении заказа и сравнительно недорогую плату …»12
В 1909 году к Рождественско-Богородицкой церкви с. Курдюм церковным старостой назначен крестьянин Иван Юрьев на 1-е трёхлетие.
В 1912 году в приходе числилось: католиков и лютеран 9 муж. пола, 10 жен. пола; раскольников – нетовцев 186 мужского пола, 196 женского пола; беглоповцев 8 муж. пола, 10 жен. пола; австрийского толка 2 муж. пола; евреев 1 муж. пола, 1 жен. пола. Приход по селу числил: крестьян собственников 109 дворов, 330 муж. пола, 310 жен. пола; мещан 5 дворов 15 муж. пола, 16 жен. пола; военных 24 двора, 49 муж. пола, 50 жен. пола. Капитал церкви 948 рублей. Имелся церковный дом для священника.
В церковном управлении имелось 3 церковно-приходские школы:
— в с. Курдюм женская школа с рукодельным отделением, в д. Зелёнкино и д. Павловке. Имелось 4-е земских школы. К приходу относилась приписная Николая Чудотворца церковь с. Ильиновки.
Прослужив в Курдюме 15 лет 30 января 1914 г. Василий Гибралтарский переводится на место священника Вознесенской церкви села Аркадака, Балашовского уезда. Резолюцией Его Преосвященства от 16 июля 1914 г. № 3110 предоставлено место священника при Рождество-Богородицкой церкви села Курдюма, Саратовского уезда, окончившему курс Саратовской духовной семинарии Михаилу Громадскому.13 Но уже 16 сентября 1915 года Михаил Громадский перемещен на священническую вакансию к Троицкой церкви слободы Гусевки, Камышинского уезда.
16 сентября 1915 принят на службу в Саратовскую епархию священник Иоанно-Предтеченской церкви, Урлядинского поселка, Верхнеуральского уезда, Оренбургской епархии Александр Васильевич Богословский, — определением его на священническую вакансию к церкви села Курдюм, Саратовского уезда.14
В 1921 году у священника Богословского отбирают дом для организации в селе Курдюм детского дома, а его переселяют в другой, принадлежащий церкви, дом. В 1923 году Александр Богословский увольняется.
В 1924 году в Курдюме священником показан Иеромонах Иона.15
Игумен Иона (в миру Николай Емельянович Васильченко), судя по его личному делу, которое хранится в Саратовском епархиальном архиве, был выходцем из крестьянского сословия. Родился он в 1881 году, в деревне Михайловке под Курском. В его формулярном списке записано, что почти до 30 лет он жил в Киево-Троицком монастыре, где был послушником, канонархом и регентом монастырского хора.
По каким причинам он перебрался в Саратов, не ясно, однако в 1910 году он был пострижен в монашество епископом Вольским Гермогеном, ныне прославленным в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В 1930 он показан ещё священником церкви в селе Курдюм.
Отец Иона, как и многие другие пастыри Русской Православной Церкви, перенес тюремное заключение: в 1936 году он был арестован и шесть лет провел в лагерях. Вышел во время войны, в 1942 году, служил регентом в Благовещенском соборе Вольска. Через три года он стал регентом народного левого хора Троицкого собора. Через год, в 1946-м, получил назначение в Балашов, в единственный открытый в городе храм во имя Архангела Михаила. Служил здесь вторым священником.
В конце 1947 года игумен Иона был вызван епископом Борисом (Виком) в Саратов для служения в Крестовой церкви во имя святителя Феодосия Черниговского, которая располагалась в архиерейском доме. Затем он был назначен «надзирателем», то есть инспектором во вновь открытую Саратовскую духовную семинарию.
Окончил игумен Иона всего лишь церковноприходскую школу, поэтому в его личном деле везде написано, что образование у него было «нисшее».
Скончался отец Иона в 1951 году.
Что же касается церкви в селе Курдюм, то, согласно отчёта Татищевского райисполкома в краевой исполком о состоянии церквей в Татищевском районе в 1933 году, церковь в 1933 году ещё работала.16
В 1931 году исполнительный орган религиозной организации с. Курдюм просил исполком разрешить в дни Пасхи с 12 по 18 апреля провести молебны по дворам. Разрешение было получено.
15 февраля 1937 года Курдюмский сельсовет расклеил по селу объявления, в которых говорилось, что ввиду распавшегося коллектива верующих, лица желающие взять здание церкви для тех же целей могут подать заявления в сельский Совет в течение семидневного срока. Здание церкви может быть передано на условиях полного ремонта, наличия не менее 20 человек учредителей религиозного общества и погашения накопившейся задолженности по обязательным платежам.17
Но заявлений не поступило. В феврале 1937 года комиссией Татищевского райисполкома была проведена проверка здания церкви. В акте было указано, что церковь бездействует с 1933 года, священнослужителя не имеет, здание, и имущество не охраняется. Председателем сельсовета Дорониным было указано, что из церковного имущества было передано избачу Ларюшину и школьной работнице Калининой скатертей больших 5, малых -12, шелковое полотно -1, покрывал с рисунками разных -3, покрывал больших — 2, на что имеется расписка. Так же была ссылка на акт от 01.11.1934, в котором директор школы Калашников П.Н. (по другим данным в это время была директором Качугова Е.В. – прим. авт.) говорит о хищении из школы 1 большой шелковой скатерти, и об израсходовании 9 больших и 6 малых церковных скатертей на пошив костюмов для сцены и для украшения ёлки. Возле церкви имеется сторожка, в которой проживает учительница. 18
Техническое состояние здания очень ветхое, стены обваливаются, краска на крыше полностью слезла и железо проржавело. Стекла в рамах выбиты, рамы поломаны, ограды церкви нет. Внутри здания штукатурка обваливается колонны дали трещины. Имущества внутри никакого нет.
11 октября 1937 года Татищевским райисполкомом было принято решение о передаче здания церкви под клуб: «Учитывая, что в селе Курдюм помещения для культурного обслуживания населения нет, обязать сельсовет и правление колхоза Пятилетка составить смету оборудования, указать источники средств на переоборудование. Удовлетворить ходатайство общего собрания колхозников о передачи церкви под клуб».19
16.05.1951 года на заседании правления колхоза принимается решение отремонтировать церковь под зерносклад.
Примечания к разделу «Церковь села Курдюм»:
1 Данные из записок Скопина Герасима Алексеевича(1746 — 1797) — священника саратовской Спасопреображенской церкви, автора любопытных для местной истории «Дневника происшествий» и «Путевого дневника» (из Саратова до Киева и обратно).
2 ГАСО ф.637 о.1 д.1564.
3 Справочная книга Саратовской епархии. 1912г.
4 Саратовские епархиальные ведомости № 7 1869. Стр.173.
5 Саратовские епархиальные ведомости № 47-48 1876. Стр.611.
6 Саратовские епархиальные ведомости № 5 1877. Стр.62.
7 Отец известного философа Виктора Ивановича Несмелова(01(13).01.1863-1937)
8 Саратовские епархиальные ведомости № 22 1885. Стр.392.
9 Саратовские епархиальные ведомости № 21 1895. Стр.396.
10 Саратовские епархиальные ведомости № 3 1899. Стр.23.
11 Саратовские епархиальные ведомости № 6 1899. Стр.96.
12 Е. К. Максимов. САРАТОВСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. – НАЧАЛА XX В. САРАТОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ СБОРНИК. Научные труды и публикации. Выпуск 5.Под редакцией проф. В. Н. Данилова.
13 Саратовские епархиальные ведомости № 16 1914. Стр.4.
14 Саратовские епархиальные ведомости № 28 1915. Стр.1117.
15 Список приходских священнослужителей православного исповедания староцерковного направления сельских церквей Саратовской губернии на 19 сентября 1924 г. (ГАСО, Ф.Р-461, Оп.2, д.16, л. 2-13 об.)
16 МУ «Архив ТМР СО» Ф.2.О.1.Д.136.Л.23.
17 МУ «Архив ТМР СО». Ф.2.О.1.Д.179. Л.308
18 Там же Ф.2.О.1.Д.179.Л.291