Михаил Михайлович Гипси-Хипсей (настоящая фамилия Кузнецов) (1891-1942) – русский поэт, актёр. Происходил Михаил Михайлович из купеческой семьи. Отец его Михаил Лукьянович Кузнецов служил у Саввы Морозова, который и послал его учиться. После училища Михаил Лукьянович ездил в Америку, а потом устроился приказчиком к саратовскому купцу-мукомолу Семену Семеновичу Степашкину и женился на его дочери Марии Семеновне. После рождения Михаила в 1891 году, он – шестой ребенок в семье, семья переехала в станицу Кубанскую Краснодарского края, но саратовские связи не оборвались. 22.03.1895 года вдова коллежского регистратора Варвара Александровна Татищева и её сыновья Корнилий и Александр продали земельный участок с хутором близ станции Марииновка саратовскому купцу Михаилу Лукьяновичу Кузнецову. Это была не единственная собственность Михаила Лукьяновича близ Татищева. Ему принадлежали поташный завод, сад и паровая мельница рядом со станцией Марииновка-Татищево.
В 1920 году, за восемь лет до образования Татищевского района, в Саратове технико-экономический Губернского Совета Народного Хозяйства выпустил книгу «Списки промышленных заведений характеристикой оборудования и оценочной стоимостью. Выпуск 1 Обработка пищевых и Мукомольные мельницы». В Мариинской волости показана Паровая мельница 46 л.с. с паровым котлом на хутор при ст. Татищево Кузнецова Михаила Лукьяновича. Хотя в биографических очерках сообщается, что он умер в 1917 году.
Михаил Михайлович Гипси, тогда ещё Кузнецов, окончил Саратовское Коммерческое училище и отправился в Петербург, чтобы поступить в Политехнический институт. Но там проучился недолго и перебрался на историко-филологический факультет Петербургского университета. Молодой человек увлёкся модными футуристическими исканиями, начал писать стихи. Тогда же Михаил изменил очень распространённую русскую фамилию на звучный псевдоним Гипси с ударением на втором слоге. Существует версия, что она была составлена из букв имени и фамилии драматурга Генриха Ибсена, поклонником которого он был. В богемной среде в большой моде были различные мистификации. И вот уже распространились слухи, что Михаил – незаконнорожденный сын английского лорда. А когда начинающему футуристу сказали, что по-английски слово «джипси» обозначает «цыган» и никак не может быть именем лорда, он не только не смутился, но решил «дописать» фамилию и превратился в Гипси-Хипсея…
Сблизившись с кубофутуристами, Михаил Кузнецов входит в кружок Елены Генриховны Гуро, встречается с В.В. Маяковским, В.В. Коменским, В.В. Хлебниковым, Д.Д. и В.Д. Бурлюками, а в 1916 году выпускает в издательстве «Жатва» тиражом 500 экземпляров первую и единственную книгу стихов «Пленная птица. Записи». Ей предпослано три предисловия – самого автора и двух совладельцев «Жатвы» — Альвинга и Курлова. (Замечу в скобках, что это довольно странно – среди пяти поэтических сборников, выпущенных этим издательством, предисловие Альвинга есть в двух, а Курлов вообще человек довольно молчаливый и непубличный – чем автор-дебютант их подкупил?). Два предисловия – почти апологетические («поэт <…> в некоторых строках своих песен, красив, красив красотою страдания, и значит – подлинного общения с творчеством»; «у него певучая душа»); в собственном предуведомлении к стихам Гипси обосновывает свое право именоваться футуристом:
«Я люблю печальную, прозрачную Гуро.
Умерла Гуро.
Простой гроб. Никого за гробом.
(Кажется так – не знаю).
И только – на гробе ветка сосны.
Я не успел ей сказать, что люблю ее, верю ей. <…>
Я люблю кричащего М……………….»
(Последнее, по всей вероятности – Маяковский, а весь этот пассаж, похоже, послужил источником записи его младшего сына: «дружил с Еленой Гуро и даже самим Маяковским»).
Футуризм на уровне полиграфии в книжке если и есть, то самый невинный – автор везде расставляет ударение над своей фамилией и даже именем; в типографии Воронова нужных шрифтов с диакритикой не нашлось и оттого ударные «и» немного отличаются размером, а проклятия наборщиков до сих пор носятся над Моховой. Зато, влекомый, вероятно, тягой к необычности внешнего оформления, Гипси проставил под каждым стихотворением дату и место его написания. Если проследить за его поездками то получиться:
1909, лето – Мариновка (очевидно станция Марииновка, современное Татищево)
1911, февраль – Саратов
1911, Петроград
1911, Мариновка
1913, 28 апреля – 2 мая — Лесной (район Петербурга)
1913, 20 октября – Петроград
1914, 6 – 30 марта – Лесной
1914, 24 мая – Коканд (город на востоке Узбекистана!)
1914, лето – Мариновка
1914, начало сентября – Кабардинка (село в Краснодарском крае)
1914, 1 октября – Новороссийск
1914, осень – Мефодьевский поселок (тоже в окрестностях Краснодара)
1915, 23 марта – апрель – Москва
1915, 10 июня – 6 июля – Коканд
1915, 15 октября – 3 ноября – Москва
1916, февраль – Москва
КРИК В НОЧИ
Константину Савину
Что это?
Чей это крик в ночи
ужасный?
Кто посмел разорвать тишину?
Кто безумный кричал?
Крикнул он,
проболел, прозвенел его крик
и замолк,
разбился.
Та же луна,
те же горы кругом…
Как далек этот крик.
Его нет,
он и не был.
Лето 1909
Мариновка
Сегодня это издание – библиографическая редкость. Книга состоит из четырёх разделов, каждый из них посвящён какой-то женщине.
Во время Первой мировой войны Михаил Гипси служил в армии в 138-м Болховском пехотном полку. Сведений о наградах нет. А после событий 1917 года он в Саратове, в самой гуще культурной жизни города, среди представителей левого искусства. Он выступает с чтением собственных стихов. Пресса сохранила сообщение об исполнении поэтом «Весенних слов» на «Вечере искусств» в консерватории. Костюм для выступления был специально сделан художником Валентином Юстицким. Облик Гипси тех лет запечатлела Ксения Клементьева. У него – удивительно запоминающееся лицо с крупными чертами, острая, выразительная пластика.
Его яркая внешность привлекала художников: в 1923 году его живописный портрет написал Владимир Гринберг, а в 1924-м Александр Шендеров дважды запечатлел Гипси – с игрушечным медвежонком и с чётками.
Перебравшись в северную столицу, Гипси становится актёром тогда только что открывшегося, а впоследствии знаменитого Ленинградского ТЮЗа. Театром руководил режиссер Александр Брянцев, а на сцене выступали Николай Черкасов, Борис Чирков, Виталий Полицеймако, Павел Кадочников. Современники вспоминали о беззаветной преданности актера своему театру, считая, что только неуравновешенность характера помешала ему стать в первый актёрский ряд. Он играл небольшие роли в «Ревизоре», «Томе Сойере», «Плодах просвещения» и даже задние ноги лошади «Дон Кихота».
Дебютировал Гипси в фильме «Девушка с далекой реки» 1927 года, играя «охотника с гор». Следующая съемка – в том же 1927 году в эпизоде ленты «Турбина № 3». Потом — роль рабочего Шушина-старшего в блокбастере «Золотой клюв» (1929). Дальше – образ колдуна Каму в фантастическом боевике «Каан-Кэрэдэ» (1929). За ним – роль Рахмета, помощника «пророка» в триллере «Кровь земли» (1931; партнерша по съемочной площадке, Буллах-Гардина вспоминала: «Гипси, очевидно, искал «природу образа» в фанатичной силе ислама. Отсюда и гипнотический огонь в глазах, выдуманная нечеловеческая пластичность, «змееподобность» в движениях»). И, наконец, роль Тараса Платоновича в фильме «Счастье» 1932 года. Ну и последняя работа – это «Чапаев». В справочниках, кстати, среди актерского состава этого фильма Гипси не числится, а на его роль указывает семейное предание.
В вышедшем в 1934 году советском фильме «Чапаев» есть запоминающийся эпизод с наступлением войск генерала Каппеля на позицию красных. Пока ровные ряды атакующих чеканят шаг под тревожную барабанную дробь, а Анка возится с заклинившим пулеметом, в стане положительных героев происходит легкое смятение: один из бойцов в панике вскакивает и кричит что-то неразборчивое (понятно только «стреляй»). Так вот, этот нервный красноармеец, точнее, не он, а играющий его актер и есть Михаил Михайлович Гипси.
В 1926 году Гипси женился на Анне Николаевне Васильевой (1899-1970), художнице, работавшей в том же ТЮЗе (до этого она училась на биологическом факультете университета). В театре ее значение было сопоставимо с мужниным; среди спектаклей, зафиксированных в буклете 1929 года, ею оформлен один, да и то не полностью – она делала костюмы для «Наказанных пройдох». 7 ноября 1927 года у них родился сын Эдвард. После войны он сменил имя и фамилию и стал Дмитрием Михайловичем Балашовым. Главный труд Балашова — цикл романов «Государи Московские», включающий в себя книги: «Младший сын» (1975), «Великий стол» (1979), «Бремя власти» (1981), «Симеон Гордый» (1983), «Ветер времени» (1987), «Отречение» (1989), «Похвала Сергию» (1992), «Святая Русь» (1991—97), «Воля и власть» (2000), «Юрий» (неоконченный). Цикл представляет собой уникальную историческую хронику-эпопею, охватывающую период русской истории с 1263 года (кончина князя Александра Невского) до 1425 года.
С началом Великой Отечественной войны театр постепенно сворачивает свою деятельность. Как сообщает его летописец «к осени 1941 года большинство детей из Ленинграда было вывезено. Партийные организации города принимают решение эвакуировать Театр юных зрителей на Урал. <…> 2 января 1942 года театр прибыл в Березники».
Гипси, его жену и двоих детей – не взяли с собой, забыли, оставили. Он дежурил на крыше здания театра, чтобы тушить немецкие зажигательные бомбы. Анна Николаевна работала воспитательницей в детском саду, куда смогла устроить детей: наступал голод. Им удалось выбраться в эвакуацию только весной 1942 года, но уже втроем – Гипси умер 5-го января 1942 года в больнице, разместившейся в бывшем Аничковом дворце.
Будущий писатель Дмитрий Балашов (07.11.1927- 17.07.2000) со своим братом Генриком(18.05.1935 — 2007) попали в эвакуацию в Алтайский край. Когда военные действия закончились, они решили сменить имена, таким образом, они стали Дмитрием и Григорием, а фамилию взяли Балашовы, причем выбрали ее в обычном телефонном справочнике.
Григорий Михайлович Балашов — младший брат писателя Дмитрия Балашова. Кандидат технических наук. Как сказано в предисловии к публикации, «первые его…литературные опыты называются «Сочинения» (Я из Кронштадта : «Сочинение» для взрослых / Г. М. Балашов // Вышгород . – 03/2006).
После эвакуации семье не удалось вернуться в свою квартиру № 42 по адресу: Ленинград, ул.Чайковского 20 (Бывший доходный дом князя Оболенского, «комнаты, в которых жили еще деды и прадеды Анны Николаевны, оказались заняты сотрудницами МВД, а вещи растащены соседями… Анне Николаевне так и не удалось отстоять ни одной комнаты в родительской квартире…».
Известны и рисунки Михаила Михайловича Гипси: