Мясников Евгений Александрович

3.9
(7)
Е. А. Мясников, 1958—1959 годы

Мясников Евгений Александрович (25.5.1920—1.2.1991), родился 25 мая 1920 года в селе Вязовка, теперь Татищевского района Саратовской области.

В 1937 году окончил 9 классов школы. В 1937-1939 годах обучался в Балашовской лётной школе ГВФ. В сентябре 1939 г. приказом НКО СССР № 0134 от 17 августа 1939 г. Балашовское летное училище ВФ было передано в состав ВВС РККА и на его базе формируется Балашовская военная авиашкола. На базу Балашовского летного училища ГВФ прибыла 27-я летная школа ВВС из г. Читы. Школа готовила летчиков на самолет «СБ», а с осени 1941 г. — на самолет «ИЛ-2».

В мае 1941 года Мясников окончил Балашовскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком в запасных авиационных полках. Так написано о нём на сайте Балашовского училища летчиков(Балашовское училище летчиков – электронный ресурс(http://бвваул.рф/index.php?id=3501.)), но возможно он служил в одном и том же полку.

История создания 449 бомбардировочного авиационного Нижне-Днестровского полка описана на сайте «Авиаторы второй мировой»:

«В июле 1941 г. 55 бомбардировочный авиационный полк перебазировался с Дальнего Востока на запад. В Тамбове полк был разделен. Один остался с прежним номером и убыл под Ленинград. Второй полк под наименованием 55 «А» БАП остался для доучивания в Тамбове.

05.08.41 г. 55 «А» БАП совершил посадку на аэродроме под Полтавой, где вошел в состав 18 авиадивизии. Через несколько дней приступил к боевым действиям на участке Корсунь-Шевченковский — Богуслав — Киев, где понес первые боевые потери от истребителей противника.

11.08.41 г. действовал в районе Боярки, где опять потерял несколько самолетов.

Примерно с 10.09.41 г. входил в состав 14 смешанной авиадивизии Юго-Западного фронта.

Со второй половины августа и до середины сентября 1941 г. оставшиеся самолеты полка работали с Полтавского аэродрома в районе Кременчуга, выполняя задачи разведки и нанесения бомбовых ударов по танковым колонам Клейста и живой силе 17 пехотной армии противника, продвигавшихся к Днепру, а затем и по переправе в районе Кременчуга (нас. пункты Домоткань-Дериевка-Онуфриевка-Куцеволовка-Крюков).

К 10.09.41 г. в полку осталось всего 3 самолета, которые были направлены для уничтожения переправы в район Кременчуга без истребительного прикрытия и сбиты над понтонной переправой.

12.09.41 г. полк остался полностью «безлошадным» и в эту же ночь отправлен в тыл на переформирование, пополнение и переучивание летчиков на самолет Пе-2.

Вероятно, в этот период полк был переименован в 449 БАП.

В июне 1942 г. переучивание было прервано по причине замены материальной части с Пе-2 на американский бомбардировщик А-20 «Бостон». Личный состав полка был перебазирован в Среднюю Азию в район г. Кировобад.

Дуглас Бостон А-20В. 665 таких самолётов были переданы Советскому Союзу. Эти самолёты, стоящие на вооружении полков 219-й бомбардировочной авиационной дивизии, имевшие наименование «Бостон-3».

22.11.42 г. почти полностью укомплектованный самолетами и личным составом полк перебазировался в Москву, затем в Тамбов, где был окончательно доукомплектован личным составом и недостающей техникой. В этот период в Тамбове полк был включен в состав 244 БАД. 08.02.43 г. перелетел на фронтовой аэродром Старая Станица под Миллерово, где снова приступил к боевой работе после 17 месячного перерыва.»(«Авиаторы второй мировой» — электронный ресурс(http://allaces.ru/sssr/struct/p/bap449.php))

7 сентября 1944 года 449-му бомбардировочному авиационному полку присвоено почётное наименование «Нижнеднестровский»

Участник Великой Отечественной войны: в феврале 1943 – мае 1945 – лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 449-го бомбардировочного авиационного Нижнеднестровского полка – так пишут про Евгения Александровича Мясникова во всех энциклопедиях, т.е. на фронт он попал уже вместе с 449 полком в феврале 1943 года. В полк он прибыл в 1942 году.

Начал войну Евгений Александрович в звании старшего сержанта. 31 мая 1943 года старший сержант Е.А. Мясников, пилот 449  бомбардировочного авиационного полка, получил первую боевую награду – орден «Красной звезды». К этому времени он имел 14 боевых вылетов, в том числе 4 ночных.

Спустя месяц, 30 июня 1943 года, уже в звании младшего лейтенанта Евгений Александрович Мясников получает второй орден – орден «Красного Знамени». Основанием к награждению послужили 28 успешных ночных боевых вылетов в период с 15 мая по 10 июня 1943 года. Были разбомблены ж.-д. эшелоны на станциях Синельниково, Авдеевка, Крамоторская на Донбассе.

В сентябре 1943 года младшего лейтенанта Мясникова награждают третьим орденом – орденом «Отечественной войны» 2 степени. На этот раз основными объектами бомбардировок были аэродромы Рогань, Основа, Барвенково и скопление войск противника в Верхнем Ольшанце. Наиболее активными боевые действия в июле 1943 года были в районе Харькова, где на аэродромах Рогань, Основа, Сокольники сосредоточились крупные силы немецких бомбардировщиков и истребителей, а также в районе Северного Донбасса, где 17 июля началась Изюм-Барвенковская наступательная операция войск Юго-Западного фронта в ходе Курской битвы.

Налеты на немецкие аэродромы, особенно в районе Харькова поставили перед 244-й бомбардировочной авиационной дивизией 17-й Воздушной Армии (куда входил и 449 полк Е.А. Мясникова), экипажи которой в течение ночей на 16 и 17 июля, а также на рассвете 16 июля настойчиво атаковали аэродромы Основа и Рогань. Наши авиаторы отмечали взрывы и пожары в районе ангаров, летной полосы, а неприятель признал потерю одного Bf.109G из состава II/JG3. Из-за налетов или по другой причине, но штабной отряд бомбардировочной эскадры KG55 «Гриф» вскоре перебазировался из Рогани в Сталино(Хазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. — М., 2004.).

29 апреля 1944 года командир звена 449 бомбардировочного авиаполка лейтенант Е.А. Мясников награждается вторым орденом «Красного Знамени». За время с сентября 1943 по 19 марта 1944 года им было произведено 58 успешных вылетов. Всего к этому времени у него было 174 боевых вылета.

200-й боевой вылет Евгения Александровича едва не закончился для него трагически. Вот как вспоминает об этом его боевой товарищ  Евдокимов Григорий Петрович: «Вот в районе станции почти одновременно вспыхнуло несколько прожекторов, и небо запятналось разрывами зенитных снарядов. Как бы наверстывая упущенное время, немцы все наращивали плотность огня. А группа продолжала полет к цели… Вот в перекрестие прицела вползает один, другой, третий эшелон. Бомбы сброшены…

Задание выполнено. И вдруг машину ведущего со страшной силой тряхнуло. В кабину ворвался удушливый запах серы. Темно и трудно дышать… Вспыхнул левый мотор. За стеклами фонаря перекосилось небо, самолет стал падать, не повинуясь больше летчику. Тяжело ранен штурман. С большим трудом летчику удалось сбить пламя с двигателя и вывести самолет в горизонтальный полет.

Отдав команду ведомым следовать обратно самостоятельно, Е. Мясников повел свой поврежденный самолет на одном работающем двигателе. Николай Визир, временами теряя сознание от потери крови, все же сумел вывести самолет на свой аэродром. Доблесть, помноженная на мастерство и бесстрашие, позволила экипажу Е. Мясникова успешно выполнить и это задание. Ровно 200 раз поднимал свой бомбардировщик в дымное небо войны летчик Мясников. Десятки автомашин, танков, орудий было уничтожено, сотни вражеских солдат нашли смерть от метких ударов его.

Командир полка подполковник Иван Иванович Малов и секретарь партийного бюро полка сразу же после посадки поздравили его с двухсотым боевым вылетом и вручили ему два письма. Одно было от колхозницы Орловской области и адресовано «Самому храброму воину», другое — от счетовода из Пензы, на конверте которого было написано «Лучшему бойцу». Таких писем мы получали немало, и они нас поддерживали в трудную минуту»(Евдокимов Г. П. 300 вылетов за линию фронта. — Ижевск: Удмуртия, 1979.).

20 сентября 1944 года командира звена 449 БАП старшего лейтенанта Е.А. Мясникова представляют к пятому ордену – ордену «Отечественной войны» 1 степени. За 36 боевых вылетов в период прорыва укреплений противника и освобождения Бессарабии в августе 1944 года, успешную бомбардировку станции Кайнари 21.08.1944 года, в результате которой она была выведена из строя.

В книге Евдокимова Григория Петровича «300 вылетов за линию фронта» этот вылет описан так: «А когда день был на исходе, приземлившийся воздушный разведчик доложил, что на железнодорожном узле Кайнари скопилось восемь вражеских эшелонов, следующих к линии фронта с различной боевой техникой.

Экипажи полка еще не вернулись с боевого задания. На аэродроме находилось только четыре самолета, предназначенных для разведывательных полетов. Им-то и была поставлена боевая задача — взять предельное количество бомб и нанести удар по железнодорожной станции Кайнари. Группу возглавил прославленный мастер бомбовых ударов командир звена Евгений Мясников, впоследствии ставший Героем Советского Союза…

Группа взлетела, когда солнце закатилось, оставив на краю земли малиновую заплату. Наши летчики любили выполнять задания в сумерках, когда земля при полете с востока на запад еще просматривалась, а самолет с земли было трудно увидеть. Зенитчики в таких случаях ведут огонь, ориентируясь только по звуку моторов. Маловероятной была и атака истребителей противника, так как без нацеленных зенитных прожекторов обнаружить самолет в воздухе в такое время очень трудно.

Когда группа подходила к цели, на небе кое-где уже вспыхивали мерцающие огоньки далеких звезд…

Вот в районе станции почти одновременно вспыхнуло несколько прожекторов, и небо запятналось разрывами зенитных снарядов. Как бы наверстывая упущенное время, немцы все наращивали плотность огня. А группа продолжала полет к цели… Вот в перекрестие прицела вползает один, другой, третий эшелон. Бомбы сброшены… Задание выполнено.»(Евдокимов Г. П. 300 вылетов за линию фронта. — Ижевск: Удмуртия, 1979.)

В этой же книге Евдокимов так описывает Мясникова: «В полк он прибыл в 1942 году из гражданского воздушного флота и быстро освоился. Невысокого роста, крепыш, веселый и общительный человек, он был мастером на «подначки», без которых летчики не обходились даже в самой сложной обстановке. Летать он любил до самозабвения. Отличная техника пилотирования и физическая закалка позволяли ему без особого напряжения делать по 2–3 боевых вылета в сутки. На любое сложное задание он шел с большим желанием и выполнял его творчески»(Евдокимов Г. П. 300 вылетов за линию фронта. — Ижевск: Удмуртия, 1979.).

Схема боевого пути 449 бомбардировочного авиаполка.

С февраля 1943 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал участие в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Греции, Югославии, Австрии.

Евгений Александрович Мясников Первым в полку сделал 300 боевых вылетов. По этому поводу был выпущен специальный красочно оформленный бюллетень. В нем говорилось:

«Наша гордость»

Наша великая партия — партия Ленина гордится своими коммунистами, которые отдают все свои силы, умение для защиты нашей Родины, нашего народа против злейшего врага — немецкого фашизма. Наша партийная организация воспитала таких коммунистов, которые не знают страха в бою. Таким является Е. А. Мясников. Этот молодой командир эскадрильи прошел свой славный боевой путь от Миллерово до Вены. Он совершил 300 боевых вылетов. На его боевых подвигах воспитываются десятки коммунистов. Партийная организация гордится такими коммунистами, как Е. Мясников, и желает ему успехов в дальнейшей боевой работе!

Парторг части капитан Петраков.

«Будем такими»

Сегодня мы, комсомольцы 1-й эскадрильи, поздравляем своего любимого командира эскадрильи старшего лейтенанта Е. Мясникова, совершившего 300 боевых вылетов на разведку и бомбометание, днем и ночью громившего меткими ударами с воздуха ненавистного врага. Путь нашего командира огромный и тяжелый, но славный. Комсомольская организация гордится своим питомцем старшим лейтенантом Мясниковым, который любит своих комсомольцев и учит их воевать так, как воюет сам.

Слава комсомольцу-коммунисту, волевому командиру старшему лейтенанту Мясникову. Мы, комсомольцы, будем работать так, как работает и воюет наш любимый командир!

Комсорг 1-й эскадрильи Володин».(Евдокимов Г. П. 300 вылетов за линию фронта. — Ижевск: Удмуртия, 1979.)

Мясников Евгений Александрович
Мясников Евгений Александрович

За боевые отличия и другие заслуги перед Родиной Мясников Евгений Александрович был награжден двумя Орденами Красного Знамени (1943, 1944), орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени (1944, 1943), двумя орденами Красной Звезды (1943, 1954), медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За безупречную службу» 1-й степени и четырьмя другими медалями.

Могила Мясникова на Кунцевском кладбище в Москве

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Евгению Александровичу Мясникову присвоено 18 августа 1945 года за 300 бомбардировочных ударов по врагу и проявленные при этом доблесть и мужество. Всего за годы войны Мясников точными бомбардировочными ударами взорвал 7 крупных складов с боеприпасами и горючим, уничтожил 150 вагонов с грузами, 182 автомашины с войсками, 17 самолетов на аэродромах и много другой боевой техники противника.

После войны до 1949 года служил в ВВС командиром авиаэскадрилий (в Южной группе войск в Румынии и Закавказском военном округе).

Мясников Евгений Александрович. 1950-е годы

В 1950 поступает и в 1954 году оканчивает Военно-воздушную академию (Монино). В 1954-1957 – старший лётчик-инспектор в Управлении боевой подготовки ВВС. В 1957 году получает звание полковник. В 1957-1958 – заместитель командира бомбардировочной авиадивизии, в 1958-1960 – командир бомбардировочного и разведывательного авиаполков (на Дальнем Востоке). Военный лётчик 1-го класса с 1959 года. С апреля 1960 года полковник Е.А. Мясников – в запасе.

В 1961-1974 годах работал начальником отделения, начальником и заместителем начальника отдела организации и технологии управления воздушным движением в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации, в 1974-1983 – ведущим инженером в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением Министерства гражданской авиации (ныне ГосНИИ «Аэронавигация»)(Балашовское училище летчиков – электронный ресурс(http://бвваул.рф/index.php?id=3501.))

Мраморная плита с именами Героев Советского Союза жителей Татищевского района р.п. Татищево, Центральная площадь

Умер Мясников Евгений Александрович 1 февраля 1991 года.

В Вязовке до сих пор стоит отчий дом знаменитого земляка. Он располагается на видном месте на улице Зеленая.

Именем героя названа школа в селе Вязовка — Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Вязовка имени Героя Советского Союза Е.А.Мясникова».

9 мая 2000 года была открыта мемориальная плита, где золотом навечно вписаны имена Героев Советского Союза — жителей Татищевского района:

Босов Алексей Петрович
Васильев Владимир Андреевич
Евтеев Иван Алексеевич
Коннов Василий Дмитриевич
Лапшев Анатолий Алексеевич
Мельников Петр Андреевич
Мясников Евгений Александрович
Пономарев Петр Тихонович
Пресняков Иван Васильевич
Шигаев Григорий Фролович

В Вязовской школе долгое время работал преподавателем математики его брат Николай Александрович.

Письмо Е.А. Мясникова учащимся Мизино – Лапшиновской средней школы.3.11.1984г.

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3.9 / 5. Количество оценок: 7

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.


Секреты онлайн-профессии будущего "Нейроиллюстратор"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт разработан студией: ETS-ART