Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери в селе Большая Каменка

5
(1)

Церковь Казанской Божьей Матери села Большая Каменка деревянная с такою же колокольнею построена в 1860 году. Престол один во имя Казанской иконы Божьей Матери. Штат причта: священник и псаломщик.1

В ограде церкви был похоронен священник Николай Тропарев.

Причт церкви:

 Священники:

Михаил Кипарисов 12.05.1889 — 28.02.1892
Сергий Тропарев    18.03.1892 — 30.11.1906
Василий Казанский 15.12.1906 -27.07.1908
Василий Невзоров  08.08.1908 — 03.09.1908
Евгений Кудряшов  28.11.1908 — 1924 —
Лавр Вязовский                       — 17.12.1937

Псаломщики:

Никита Никольский   19.05.1889 — 19.12.1889
Гавриил Шитов         19.12.1889 — 03.02.1894
Александр Соловьёв  03.02.1894 — 13.04.1895
Иван Соколовский     13.04.1895 — 1898
Григорий Голубев      29.03.1898 — 22.04.1904
Георгий Виноградов  30.04.1904 — 17.07.1907
Георгий Кузнецов     17.07.1907 — 06.07.1910
Пётр Шепелев          06.07.1910 –
Алексей Каменский                   — 09.07.1916
Максим Щербаков    10.08.1916 — 16.01.1917
Александр Симонов  07.03.1917 —

Из истории Церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери в селе Большая Каменка .

История церкви Казанской Божьей Матери села Большая Каменка изучена не достаточно хорошо. Первый из известных священников каменской церкви был Михаил Кипарисов, которому 12 мая 1889 года было предоставлено это место. До этого он служил диаконом Михаило-Архангельской, церкви слободы Красного Яра, Камышинского уезда.

19 мая 1889 года было псаломщиком в церковь Казанской Божьей Матери с. Каменке, назначен псаломщик с. Большой Березовки, Аткарского уезда, Никите Никольскому.2 Он был уволен от этой должности 19 декабря того же 1889 года и место псаломщика было предоставлено, окончившему курс Петровского духовного училища Гавриилу Шитову.

28 февраля 1892 года священнику села Каменки, Саратовского уезда, Михаилу Кипарисову было предоставлено место священника в селе Серине, Камышинского уезда.3 18 марта 1892 года место священника в с. Каменке, Саратовского уезда, было предоставлено диакону с. Змиевки, Сердобского уезда, Сергию Тропареву.4

Тропарев Сергей Николаевич (1863 — 1924), окончил духовное училище. Окончил Учительский институт. Учитель Мещеряковского сельского училища Балашовского уезда. В июле 1887 года ему было предосталено диаконское место при церкви села Змеевка Сердобского уезда. Учитель в Змеевской сельской школе. В 1892 году предоставлено священническое место при Казанской церкви села Каменка Саратовского уезда. В ноябре 1906 года перемещён к Покровской церкви села Наскафтым Кузнецкого уезда. В марте 1907 года утверждён в должности законоучителя  Наскафтымского одноклассного училища и Арапинского земского училища. В 1917 году утверждён в должности Председателя Благочиннического Совета 3 округа Кузнецкого уезда.

Его отец — Тропарев Николай Герасимович (1837 — 1897), окончил духовную семинарию. Священник  Казанской церкви  села Крутца Сердобского уезда на 1863-1875 годы. В 1875 году утверждён духовником 3-го округа Сердобского уезда. На 1875-1889 годах священник церкви села Мещеряковка Балашовского уезда. В июле 1889 года перемещён к Казанской церкви села  Ольшанка Балашовского уезда. В 1896 году уволен за штат. На 1897 год заштатный священник  Казанской церкви села Каменка Саратовского уезда. Умер в Каменке, похоронен в ограде церкви с. Каменка. Жена Александра Яковлевна, фамилия не установлена, известно, что из дворян.

3 февраля 1894 года псаломщику с. Каменки, Саратовского уезда, Гавриилу Шитову предоставлено место псаломщика в с. Сапожке, Сердобского уезда. Того же числа  псаломщиком в церковь Казанской Божьей Матери с. Каменка,  назначен псаломщик села Новой Жуковки, Вольского уезда, Александр Соловьев.5 13 апреля 1895 года Александру Соловьеву предоставлено место псаломщика в г. Петровске, при Соборной церкви. На его место Резолюцией Его Преосвященства от 13 апреля 1895 года назначен бывший воспитанник Петровского Духовного училища Иван Соколовский.6

В 1896 году по приговорам сельских сходов было решено:

«1. начать сбор денег в сумме 8000 рублей в течении 10 лет на постройку новой церкви вместо ветхой. Собранные деньги ежегодно передавать в распоряжение попечителя церкви саратовского купца Николая Александровича Кукаева.

4.приходский священник С.Тропарев предложил двух человек для сбора пожертвований новой каменной церкви в селе. Постановили избрать Архипа Емельянова Добренькова и Ефимия Иванова Касаткина, людей трезвых, благонадёжных, поведения не укоризненного».7

В 1898 году был исключён из духовного звания псаломщик села Каменки, Саратовского уезда, Иоанн Соколовский.

Резолюцией Ею Преосвященства от 29 марта 1898 года предоставлено место псаломщика в с. Каменке, Саратовского уезда, учителю школы грамоты деревни Клюевки, Хвалынского уезда, Григорию Голубеву.8 Он прослужил до 22 апреля 1904 года, когда ему было предоставлено место диакона при Георгиевской церкви села Большой Екатериновки, Аткарского уезда.9

30 апреля 1904 года  псаломщиком в церковь Казанской Божьей Матери села Каменки, Саратовского уезда, было предоставлено заштатному псаломщику села Сестренок, Камышинского уезда, Георгию Виноградову.10

30 ноября 1906 года священнику села Каменки, Саратовского уезда, Сергию Тропареву было предоставлено место священника при Покровской церкви села Наскафтыма, Кузнецкого уезда.11

Резолюцией Его Преосвященства от 15 декабря за № 3304, священником в церковь Казанской Божьей Матери села Каменки, Саратовского уезда, — назначен священник села Вязовки того же уезда Василий Казанский.12

17 июля 1907 года уволен за штат псаломщик церкви Казанской Божьей Матери с. Каменки, Саратовского уезда, Георгий Виноградов, по его прошению. Место псаломщика при Казанской церкви села Каменки, предоставлено  и. д. псаломщика Христорождественской церкви с. Вязовки, Саратовского уезда Георгию Кузнецову.13

Кузнецов Григорий Степанович (1851- 04.09.1912) из крестьян. Получил домашнее образование. Учитель пения Нееловской церковной школы Саратовского уезда. В августе 1902 года ему было предоставлено псаломщическое место при Христорождественской церкви села Вязовка Саратовского уезда. В июле 1907 года перемещён к Казанской церкви села Каменка Саратовского уезда. В июле 1910 года перемещён  назад к Христорождественской церкви села Вязовка Саратовского уезда. В августе 1912 года уволен за штат.

27 июня 1908 года  священника села Каменки, Саратовского уезда, Василия Казанского переводят священником Казанской церкви села Софьина, Сердобского уезда.14

Казанский Василий

Учитель Балашовского духовного училища. В 1881 году ему было предоставлено место священника при Александро-Невской церкви села Надеждино (Куракино тож) Сердобского уезда. Законоучитель женской церковно-приходской школы в селе Надеждино. В 1881 году назначался катехизатором по 1-му округу Сердобского уезда. В марте 1903 года перемещён к церкви села Старый Чирчим Кузнецкого уезда. В декабре 1905 года перемещён к Христорождественской церкви села Вязовка Саратовского уезда. В мае 1906 года утверждён в должности законоучителя Губаревского и Свинцовского земско-общественного училища. В декабре 1906 года перемещён к Казанской церкви села Каменка Саратовского уезда. В июне 1908 года перемещён к Казанской церкви села Софьино Сердобского уезда. В сентябре 1908 года утверждён в должности законоучителя Софьинского земско-общественного училища. С января 1910  по апрель 1911 года духовник духовенства 1 округа Сердобского уезда. 

8 августа 1908 года новым священником в Каменке становится бывший студент Юрьевского университета Василий Невзоров.15 Однако уже 3 сентября 1908 студент Саратовской духовной семинарии Василий Невзоров освобождён от данного ему места священника при Казанской церкви села Каменки, Саратовского уезда.16

28 ноября 1908 года священником в церковь Казанской Божьей Матери села Каменки, Саратовского уезда, назначен священник села Веденяпина Кузнецкого уезда, Евгений Кудряшов.17

Резолюцией Его Преосвященства от 4 сентября 1909 года за № 3824 священник села Каменки Евгений Кудряшов был утверждён в должности законоучителя в Каменской школе.18

Кудряшов Евгений Ксенофонтович родился в 1856 году. Исключен из 1 класса духовной семинарии. На епархиальной службе с 1887 года. Священник Николаевской церкви села Николаевка Аткарского уезда. В 1906 году утверждён в должности законоучителя Лопуховского (при станции Р.У.ж.д.) земско-общественного училища. В мае 1907 года перемещён  к Михаило-Архангельской церкви села Веденяпино Кузнецкого уезда. В ноябре 1908 перемещён к Казанской церкви села Каменка Саратовского уезда. В октябре 1910 года утверждён в должности законоучителя в Каменской начальной земской школе.

Дмитрий Покровский, священник с. Каменки, Саратовского уезда показан в Списке Священнослужителей Саратовской епархии, награждённых Преосвященнейшим Досифеем, Епископом Саратовским и Царицынским 20 апреля — 3 мая 1918 года камилавкой.19 Других данных, в т.ч. о назначении и снятии с должности священника Казанской церкви села Каменка нет.

9 июля 1916 года псаломщик церкви с. Каменки, Саратовского уезда, Алексей Каменский, перемещён на псаломщическую вакансию к Троицкой церкви города Саратова.20

10 августа 1916 на псаломщическую вакансию в Церковь Казанской Божьей Матери с. Каменки, Саратовского уезда, назначен крестьянин с. Лоха, того же уезда, Максим Щербаков, (с званием и. д. псаломщика).21 16 января 1917 Максим Щербаков был переведён на псаломщическую вакансию к Казанской церкви с. Содома, Саратовского уезда.22

7 марта 1917 допущен к временному исполнению обязанностей псаломщика при церкви с. Каменки, Саратовского уезда, ученик Саратовской миссионерско-псаломщической школы Александр Симонов.23

Евгений Александрович Кудряшов показан священником церкви села Каменка в 1924 году.24

Скорее всего, это ошибка, и это был, служивший с 1908 года Евгений Ксенофонтович Кудряшов.

Последним священником Каменской церкви был представитель известной священнической династии Вязовских — Вязовский Лавр (Лаврентий) Петрович.

Жизнеописание иерея Лавра Вязовского.25

Лавр Петрович Вязовский родился 25 июля 1857 года в г. Саратове. Отец Лавра — дьячок Пётр Александрович Вязовский, как отображено в «Ведомости священнослужителей Саратовских городских церквей», служил сначала в Тихвинской церкви при Саратовском тюремном замке (по данным 1852 года).

По окончании курса в Саратовском духовном училище 16 сентября 1876 года Лавр Вязовский был определён на место псаломщика Ружной церкви села Зубриловки Балашовского уезда.

15 февраля 1884 года он перемещён в село Малую Сергиевку Балашовского уезда.  1 июля 1884 года епископом Павлом он рукоположен в сан диакона.

В 1885 году диакон Лавр был утверждён учителем местной Сергиевской церковно-приходской школы по славянскому чтению и церковному пению и партесному. За свои труды по организации певческого хора при церковно-приходской школе отец Лавр был отмечен в отчёте за 1890 год по Балашовскому уезду, где сказано, что он заслуживает должного поощрения.

12 мая 1908 года ему было предоставлено место священника в Дмитриевской церкви села Малых Озерок Саратовского уезда.

Спустя полтора года 12 ноября 1909 года иерей Лавр Вязовский пишет прошение на имя правящего Архиерея следующего содержания: «климат местности, в которой расположено наше село, весьма пагубно повлиял на здоровье моей жены, страдающей сердцебиением, при таком семейном положении я был вынужден утруждать Ваше Преосвященство, как Милостивейшего Архипастыря о перемещении меня в другой приход; усерднейше прошу Ваше Преосвященство благоволите оказать мне и семье моей Архипастырскую милость». Отец Лавр сообщает о тяжелом материалом положении своей семьи в связи с тем, что «все мое семейство состоит из восьми душ: лично меня, жены, свояченицы и пятерых детей, из которых четверо учатся на моем собственном содержании».

Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Гермогена 13 ноября 1909 года он был перемещен к Казанскому храму села Еланского Изнаира Сердобского уезда. Священномученик Гермоген добавил условие этого перемещения: «с тем, чтобы он неопустительно предлагал народу поучения и поставил хорошо церковное богослужение и клиросное пение в храме».

Перемена климата не спасла подорванное здоровье супруги — к 1917 году священник Лавр был уже вдов. По документам этого года у него осталось пятеро детей: Пётр (род. 1 мая 1881 года) находился на военной службе по мобилизации; Елизавета (род. 15 августа 1883 года) состояла акушеркой фельдшерицей; Таисия (род. 10 мая  1885 года) состояла учительницей в земской школе; Александра (род. 22 апреля 1887 года)  проживала вместе с отцом; Михаил (род. 4 ноября 1895 года) учился в Саратовском университете.

После закрытия храма в селе Изнаир в 1929 году, священник Лавр Вязовский стал служить в храме села Большая Каменка Вязовского района, престол которого также был освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь он прослужил до 1932 года, когда храм был закрыт. После этого отец Лавр не оставил без пастырского попечения свою паству и стал совершать требы тайно в домах прихожан.

Глубоким 80-летним стариком в марте 1937 года он переезжает к своей дочери — учительнице в селе Каменка Салтыковского района (ныне Ртищевский район Саратовской области). Местный храм во имя св. царицы Александры к тому времени был давно закрыт — ещё в 1934 году церковное здание было передано в Госфонд.

В Каменке отец Лавр совершал требы и жил на иждивении дочери. Вместе со своими помощницами — дочерью церковного старосты П. Е. Толкуновой и Ф. М. Исаевой он предпринял попытку открыть церковь в селе, собирая подписи у сельчан. Такая активность 80-летнего старца была совсем не нужна местным властям.

4 декабря 1937 года Каменским сельсоветом Салтыковского района Саратовского края на священника Лавра Вязовского была дана справка и следующая характеристика (орфографию документов мы приводим без изменений):

«Вязовский проживает на территории Каменского с/с, Салтыковского р-на с марта месяца 1937 года. Имеются компрометирующие сведения, что Вязовский служитель церковного культа «поп», с 1887 года по 1931 год. В данный момент Вязовский проживает на иждивении дочери, настроение Вязовского явно антисоветския, последний всячески старается доказать превосходство старой жизни дескретируя мероприятия Сов. власти»

17 декабря 1937 года Салтыковским райотделом НКВД был выдан ордер № 283 на производство обыска, выемки и ареста Вязовского Л. П., в этот же он был арестован и препровождён в Саратовскую тюрьму.

20 декабря состоялся единственный допрос иерея Лавра Вязовского.

«Вопрос: Скажите, Вязовский, сколько времени, вы были служителем церковного культа?

Ответ: Служителем церковного культа я был в течение 55 лет.

Вопрос: В каком году, вы оставили службу в церкви.

Ответ: Службу в церкви я прекратил в 1932 году в с. Б. Каменка Вязовского района. После чего, я стал ходить по отдельным гражданам с обрядами, т.е. в момент, когда стали закрывать церкви.

Вопрос: Вам предъявляется обвинение, в том, что вы, проживая в с. Каменка, распространяли контрреволюционные слухи о гибели Советской власти, вы признаете себя виновным?

Ответ: Я отрицаю это.

Вопрос: Вы имея связь, с кулаками Исаевой и Толкуновой, распространяли разные контрреволюционные церковные слухи, кроме того клеветали с контрреволюционных позиций на новую Конституцию СССР, вы признаете это?

Ответ: Нет, я не признаю это.

Вопрос: Что вы можете дополнить к показаниям?

Ответ: Больше ничего. Записано правильно, мне зачитано вслух».

18 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение по следственному делу № 20453 по обвинению Вязовского Л. П., Толкуновой П. Е., Исаевой Ф. М. Помощник оперуполномоченного Салтыковского РО УНКВД утверждал, что: «А/с деятельность кулаков-церковников Вязовского Л. П. Толкуновой П. Е. Исаевой Ф. М. подтверждена свид[етельскими] показаниями, а по этому постановил: Следственное дело № 20453 по обвинению гр-н: Вязовского Лавра Петровича, Толкуновой Прасковьи Ефимовны, Исаевой Феодосии Михайловны, направить на рассмотрение Тройки УНКВД по Сар[атовской] обл[асти]».

Церковь Казанской Божьей Матери
Выписка из протокола заседания судебной тройки о расстреле о.Лавра Вязовского. Архив УФСБ РФ по Саратовской области. Д. № ОФ-30359. Л. 31

 

30 декабря 1937 года судебная тройка при Управлении НКВД по Саратовской области на основании обвинений в участии в контрреволюционной церковной группировке, распространении провокационных слухов о голоде в колхозах и клевете на мероприятия соввласти, постановила Лавра Петровича Вязовского расстрелять. 10 января 1938 года постановление было приведено в исполнение в 22 часа.

26 июля 1989 года священник Лавр Петрович Вязовский, Прасковья Ефимовна Толкунова, Феодосия Михайловна Исаева были реабилитированы на основании ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50 годов».

Расстрелянный в Саратове священник Лавр Вязовский — коренной саратовец, беспорочно прошедший свой жизненный путь, служа пред Престолом Божиим в различных сельских храмах саратовского края.

Известна судьба лишь одного из его сыновей — Пётр Лаврович Вязовский в 1937 году был доцентом комплексной кафедры географии университета г. Ростова-на-Дону. По воспоминаниям Ариадны Фаддеевны Червинской (в девичестве Зелинской) подруги его дочери Галины Петровны (внучки о. Лавра), П. Л. Вязовского по доносу арестовали и приговорили к восьми годам лагерей, как «врага народа» и он был уничтожен в 1941 году при отступлении войск Красной Армии. Как вспоминает А. Ф. Червинская, после разоблачения культа личности Сталина Галина Вязовская узнала о судьбе отца Петра Лавровича Вязовского: «В 1941 г. при наступлении фашистов на Ростов осужденных погрузили в товарный состав и вывезли за пределы города, но далеко вывезти не удалось, так как враги отрезали пути. Тогда нашими властями был дан приказ облить вагоны бензином и поджечь. Люди сгорели заживо».

Примечания

1 Справочная книга Саратовской епархии. 1912г.
2 Саратовские Епархиальные Ведомости (СЕВ) 1889 № 10 Стр.327.
3 СЕВ 1892 № 6 Стр. 137.
4 СЕВ № 7 Стр.177 -178.
5 Саратовские Епархиальные Ведомости СЕВ № 4 Стр.47.
6 СЕВ № 9 Стр.174.
7 ГАСО фонд 757,оп.1 из книг приговоров Каменского сельского общества.
8 Саратовские Епархиальные Ведомости СЕВ № 8 Стр.133.
9 СЕВ № 9 Стр. 206.
10 СЕВ № 10 Стр. 220.
11 Саратовский Духовный Вестник 1906 № 47-48 Стр. 13.
12 СДВ № 49-50 Стр. 23.
13 СДВ 1907№ 28 Стр.12.
14 Саратовский Духовный Вестник СДВ 1908 № 28 Стр.10.
15 СДВ № 34 Стр.10.
16 СДВ № 40-41 Стр.12.
17 СДВ № 49-50.
18 СДВ 1910 № 1 Стр.10.
19 Саратовские Епархиальные ведомости СЕВ № 16-18 Стр.205.
20 СЕВ № 21 Стр.735.
21 СЕВ № 25 Стр.914.
22 СЕВ 1917 № 4 Стр.54.
23 СЕВ № 13-15 Стр.147.
24 ГАСО, Ф.Р-461, О.2, Д.16, Л. 2-13 об.
25 Имена новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших в Саратовской митрополии. Электронный ресурс — https://map.mefodiy-kirill-hram.ru/person.php?id=13

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.


Секреты онлайн-профессии будущего "Нейроиллюстратор"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт разработан студией: ETS-ART