Зенкевич Борис Александрович

4.7
(3)
Зенкевич Борис Александрович
Зенкевич Борис Александрович

Зенкевич Борис Александрович (27. 01. 1888 Николаевский Городок (ныне Октябрьский Городок) — 16. 02. 1972 г. Москва) — художник-график, живописец, литограф, офортист. Член Союза художников СССР.

Детство, юность, становление личности Бориса Александровича прошли на саратовской земле. Здесь он появился на свет, о чём свидетельствует метрическая книга православной церкви села Николаевский городок Саратовского уезда (ныне Октябрьский городок Татищевского района) за 1888 год. В ней имеется актовая запись о крещении 16 января близнецов Бориса и Андрея, родившихся 15 (27 по новому стилю) января в семье преподавателя математики Мариинского училища надворного советника Александра Осиповича Зенкевича и законной жены его Евдокии Семёновны (урождённой Нещеретовой).

Зенкевич Александр Осипович. Кандидат математических наук Санкт-Петербургского университета. Работал в Мариинском Училище с 1878 по 1903г.

Александр Осипович Зенкевич 1 июля 1899 года подал директору Саратовской первой мужской гимназии прошение о приёме сына Бориса во второй класс. Борис успешно, в основном на 4 и 5, сдал вступительные экзамены. Только по латыни он получил 2 и 4 балла.

В этой же гимназии уже год учился брат Бориса — Зенкевич Михаил Александрович , в будущем, известный поэт. И теперь братья жили вместе в гимназической квартире, которую арендовала госпожа Гиллерт в доме Каменского, находившегося на углу Гимназической и Армянской (ныне Некрасова и Волжской) улиц. Всего здесь проживало 14 мальчиков. Руководство учебного заведения оценивало место жительства своих подопечных весьма высоко, отмечая, что «квартира находится недалеко от гимназии и по планировке очень удобная для учеников. При квартире есть двор, на котором в свободное время от занятий ученики играют». Плата за каждого ученика составляла 20 рублей в месяц. Госпожа Гиллерт «наблюдала за учением и поведением учеников, помогала при приготовлении домашних уроков, поддерживала во всём чистоту и порядок», предоставляла питание «в определенные сроки, доброкачественное и в достаточном количестве».

Первый учебный год оказался для Бориса тяжёлым. Он переболел корью, краснухой и трахомой, пропустил 114 уроков. Тем не менее, оказался в числе лучших учеников и окончил второй класс на четвёрки и пятёрки. В третьем классе по прошению родителей Борис был освобождён от оплаты за обучение.

В конце 1902 года сыщикам саратовского охранного отделения удалось добыть некий документ об организации пересылки подпольной литературы, в котором упоминалось семь адресов для распространения таковой. Один из адресов был записан так: «Через сына инспектора Зенкевича». Постепенно охранка установила, что братья Зенкевичи состояли членами «тайного кружка, задавшегося целью устройства совместных чтений и распространения изданного в 1902 году подпольного ученического журнала «Проблески». Кружок устраивал вечера, «на которых собирались ученики и рабочие. В распоряжении означенного кружка имелась библиотека нелегальной литературы».

Когда 10 января 1905 года в Саратове стало известно о событиях «кровавого воскресенья» в Петербурге, здесь вспыхнули протестные выступления рабочих, интеллигенции, учащихся. К 15 января деловая жизнь губернского центра была парализована, бастовало около 10000 человек. Борис в этот день в гимназии не был, так как болел плевритом. Однако, выйдя после болезни, заявил о своей солидарности с гимназистами, участвовавшими в беспорядках. За это, а также «за грубость по отношению к преподавателю греческого языка» он получил по поведению годовую оценку 3 балла.

Б.А.Зенкевич. Автопортрет.

Весной 1905 года Зенкевич Борис Александрович был арестован в числе семи человек «за подстрекательство толпы к беспорядкам». Борис с товарищами ходил по магазинам нового гостиного двора на Театральной площади, призывая приказчиков бросить работу и присоединяться к первомайской демонстрации.

В мае 1906 года, когда Борис был учеником выпускного восьмого класса, охранка констатировала, что он «принимает участие в деятельности крестьянского союза партии социалистов-революционеров и разъезжает по уездам для ведения революционной пропаганды». И в 1907 году охранка следила за Борисом вплоть до 24 сентября, когда, по мнению сыщиков, он скрылся в Москве. Вероятно, именно в это время Борис Зенкевич выехал во Францию, в Льеж, где учился у Ф. Морешаля.

В Саратов Зенкевич Борис Александрович вернулся в 1917 году. Учился в Саратовском Боголюбовском рисовальном училище (1917). Первоначальное художественное образование получил у А. О. Никулина и А. И. Савинова. Принимал участие в империалистической войне и войне гражданской. В начале 20-х годов он преподавал в Саратовском художественном училище.

В конце 1924 года, в музейных залах Саратовского музея им. Радищева, в том числе освободившихся после переезда мастерских в другое здание, открылась очень важная для художественной жизни тех лет «Первая всеобщая германская художественная выставка», на которой «вся амплитуда творческих исканий от художников «югендстиля», импрессионистов, натуралистов до экспрессионистов, представителей «новой вещественности», живописцев и архитекторов Баухауза была налицо».

Наиболее знаменательно, что эта выставка показывалась только в трех городах: В Москве, Саратове и Ленинграде. Саратов был выбран Луначарским как «крупный культурный центр». Действительно, выставка здесь пользовалась большим успехом (с 28 декабря по 24 января ее посетило 4831 человек). Но для нас важно, что в работе выставки очень активное участие приняли и преподаватели, и студенты, и недавние выпускники мастерских. Газеты того времени сообщали о нескольких диспутах, посвященных выставке. Известно, что на них выступал с докладом руководитель одной из мастерских Б.А. Зенкевич с темой «АХХР и германское искусство».

Вид из окна мастерской. (Москва, улица Верхняя Масловка, дом 9) 1930-e(?) 63×78 см х/м

Зенкевич Борис Александрович проявил себя как талантливый график, книжный оформитель, создатель театральных декораций, плакатов. В 1926 году в Художественном музее имени А. Н. Радищева состоялась его первая персональная выставка. «Это талант, уже определившийся, вышедший из периода исканий на самостоятельный путь, – отметила газета «Саратовские известия». 8 окт. (№ 229). <…> Художник стремится к гармонии содержания с формой. Он реалист в выборе сюжета, но в своих работах он много места уделяет качеству рисунка, его культуре, его отделанности… Работы Бориса Зенкевича — пока этюды, кусочки жизни, кусочки будущей большой работы, которую мы вправе ждать от этого художника. Но этюды интересные, обещающие. Путь, по которому идет Зенкевич — натура и совершенствование формы — путь правильный и верный и при дальнейшей работе, а Зенкевич выставленными «этапами» своего роста показал, что он умеет плодотворно работать. Это художник может обрадовать крупными достижениями».

С 1928 года Борис Зенкевич жил в Москве. Был членом Ассоциации художников революции (АХР, 1928–1931). В составе ахровской бригады художников работал на Коломенском заводе; создал станковую серию посвященную трудящимся: «Железнодорожное депо», «Завод» (1931).

Работал как живописец и в области книжной иллюстрации. Акварелист, использовал сангину, бистр и уголь; автор графических работ: «Агитповозка», «В лагерях», «Волхонка» (1920-е), «Рабочие» (1924), «Деревья на окраине села» (1927), «Москва. Солянка» (1927), «Пруд в Абрамцево» (1954). Известны живописные натюрморты и городские пейзажи Бориса Зенкевича: «Вид из окна мастерской. Верхняя Масловка» (1930-e), «Красная герань» (1940-е), «Натюрморт с чашкой и яблоками» (1950-е).

Участник художественных выставок с 1916 года. Принимал участие в выставках АХР, во всесоюзных и республиканских выставках, в том числе «Художники РСФСР за XV лет» (1932) «XV лет РККА» в Москве (1933), зарубежных выставках. Персональные выставки художника состоялись в 1928 году в Саратове, 1940 году в Москве.

В  1940 году в Москве прошла вторая персональная выставка его работ.

Творчество Б. А. Зенкевича представлено в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, других музеях и частных коллекциях.

Умер Зенкевич Борис Александрович в 1972 году.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.


Секреты онлайн-профессии будущего "Нейроиллюстратор"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт разработан студией: ETS-ART