О строительстве церкви в Вязовке известно, что в 1795 году в были построены деревянная церковь и колокольня. Была ли это первая церковь, или была построена в замен старой мы точно не знаем. Название своё церковь Рождества Христова в селе Вязовка судя по всему не меняла, так как на всех старинных картах вторым названием села всегда указывалось Рождественское.
Церковь каменная с такою же колокольнею, построена в 1842 году тщанием прихожан. Престол один во имя Рождества Христова. Штат причта: священник, диакон и псаломщик. Приписные деревни: Губарёвка в 3 верстах от села, Новополье в 7 вер., Неёловка в 4 вер., Ивановка в 5 вер., Ченыкаевка в 7 вер., Свинцовка (Саратовский район) в 12 верстах.1
Церковь Рождества Христова в селе Вязовка, известные на сегодня служители:
Священники:
Александр Иванович Вязовский Стефан Петрович Вязовский Сергей Григорьевич Вязовский |
1825 – – 1844 02.07.1913 — 04.02.1930 |
Диаконы: Иванов Дмитрий Иоакинфиевич Кустодиев Николай Хитров Павел Васильевич Каменский Иоанн Васильевич Залетов Александр Александрович Тодорцев | 1799 – 11.1824 – 03.1829 1848 – 1849 09.1866 – 12.1867 14.04.1896 -27.08.1897 26.10.1891 – 18.03.1904 |
Псаломщики: Иванов Василий Евдокимович Остроумов Тимофей Ульянович Богославов Феодор Меркурьевич Архангельский | – 1799 – 1826 – 1829 1842 – 1849 1895 – 07.08.1902 |
О самых первых служителях этого храма доподлинно не известно. Самое раннее документальное свидетельство сообщает нам, что в 1799 году рассматривалось Прошение поверенного прихожан с. Вязовки, Саратовской округи, о рукоположении во диакона дьячка Иванова.2
Первым достоверно известным священником был Александр Иванович Вязовский, ставший священником в 1825 году. Он принадлежал к священнической династии Вязовских, очевидно получивших фамилию по названию прихода, где служили. Представители этой династии служили в Вязовке практически на всём протяжении существования церкви с небольшими перерывами. Случай, надо сказать, достаточно уникальный. Случай, когда священникам давалась фамилия по их приходу не единичный, служили диаконами в Вязовке представители священнических династий Каменских и Марфиных (Марфино – село в Аткарском районе – прим. авт.)
После Александра Ивановича Вязовского священником в Вязовке (возможно не сразу) служил Стефан Петрович Вязовский. Он служил вплоть до 1844 года. Его сын протоиерей Феодор Стефанович Вязовский, окончил курс Пензенской Духовной Семинарии, с 1826 года был Присутствующим Саратовского Духовного Правления Членом Консистории – до 1842 года. С 1831 г. был кафедральным протоиереем.3 Федор Степанович Вязовский был духовным восприемником революционера-демократа Н.Г. Чернышевского, сторонники теорий которого затем разрушили Вязовскую церковь…
В 1844 году Стефана Вязовского на посту священника Христорождественской церкви в селе Вязовка сменяет Василий Дементьевич Экспериандов, он будет служить в этом храме вплоть до 1880 года, хотя с 1865 года будет выведен за штат. 31 декабря 1880 сверхштатному священнику села Вязовки, Василию Экспериандову, было предоставлено место помощника настоятеля в с. Григорьевке, Петровского уезда.4
В 1865 году священником стал сын Александра Ивановича Вязовского Григорий Александрович Вязовский (1827-1890). В 1867 награждён скуфьей,5 07.08.1875г вместе со священником с.Новоникольского Иваном Дубровиным утверждены катехизаторами 2-го округа Саратовского уезда на 1876 г .6
Святейшим Синодом ко дню св. Пасхи в 1884 году священник церкви села Вязовки Григорий Вязовский был награждён камилавкой.7
19 сентября 1889 году Григория Вязовского сменит его сын Сергей Григорьевич Вязовский (1864-1930), служивший до этого экономом Камышинского духовного училища.8 20 сентября 1889 г священник села Вязовки Григорий Вузовский был уволен за штат.9
После смерти Григорий Александрович был похоронен в ограде церкви, как и его отец священник Александр Иванович Вязовский.
26 января 1898 года, за заслуги по духовному ведомству священник села Вязовки Сергий Вязовский был награжден набедренником. 27 января 1901 года он был награжден Скуфьей.10 В 1905 году, ко дню рождения Его Императорского Величества, Святейшим Синодом за заслуги по духовному ведомству удостоен награждения Камилавкой.11
Резолюцией Его Преосвященства от 19 декабря 1905 за № 3794 предоставлено место священника при Христорождественской церкви села Вязовки Саратовского уезда, священнику села Старого Чирчима Кузнецкого уезда, Василию Казанскому, а резолюцией от 23 декабря 1905 за № 3791 священнику села Вязовки Саратовского уезда Сергею Вязовскому место священника при Казанской церкви, что в Солдатской слободке вблизи г. Саратова.12
17 мая 1906 года священник села Вязовки, Саратовского уезда, Василий Казанский назначен на должность законоучителя, Вязовского, Губаревского и Свинцовского земско-общественных училищ.13
15 декабря 1906 священник села Вязовки Василий Казанский был переведён священником в Казанскую церковь села Большая Каменка.
5 февраля 1907 место священника в Церковь Рождества Христова в селе Вязовка, было предоставлено священнику слободы Волковой, Аткарского уезда, Александру Крылову.15
6 мая 1907 года Александр Крылов был награжден Набедренником.16
13 мая 1909 года священник Александр Крылов, по болезни, уволен за штат, а место священника предоставлено священнику Ново-Казанской г. Саратова церкви, что в Солдатской Слободке, Сергию Вязовскому. Сергей Григорьевич стал служить в Вязовке во второй раз.
15 мая 1909 г заштатный священник Христорождественской церкви с. Вязовки, Александр Крылов умер.17
В 1912 году Сергий Вязовский за ослушание распоряжениям Консистории и небрежное отношение к своим служебным обязанностям при производстве следствия об исправлении метрической записи о рождении Андрея Раковского, Епархиальным Начальством оштрафован на 10 руб. в пользу Попечительства о бедных духовного звания.18
Далее в смене священников Христорождественской церкви села Вязовки есть не совсем выясненный момент.
Резолюцией Его Преосвященства от 2 июля 1913 г. № 4474 священник села Саполги, Петровского у., Сергий Вязовский перемещен к Христорождественской церкви села Вязовки, Саратовского уезда.19 Перемещён в третий раз. Когда он уезжал из Вязовки не ясно, ведь в 1912 году он был ещё в Вязовке, значит в Саполгу перемещался не на долго.
Н этот раз Сергей Григорьевич служил в Вязовском храме «до конца». До последних дней существования храма и до последних дней своей жизни.
04 февраля 1930 года священник Церкови Рождества Христова в селе Вязовка Сергей Григорьевич Вязовский (1864-1930) был арестован и 09.03.1930 осуждён тройкой при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю. Обвинение «совершение террористического акта и проведение антисоветской агитации», приговор 5 лет лишения свободы. Умер в Аткарской тюрьме в 1930 году. Реабилитирован 8 апреля 1991 г. Саратовским областным судом.
Его сын — Вязовский Олег Сергеевич 1904 года рождения, житель совхоза №11 Ртищевского района Саратовской области. Работал агрономом в совхозе. Арестован 27.07.1938г. Осужден 17.09.1939г. Особым совещанием при НКВД СССР за антисоветскую деятельность к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован 05.05.1992г. Саратовским областным судом.
Диаконы в Вязовской церкви менялись значительно чаще священников, только с 1901 по 1917 их сменилось девять человек. Самым первым из известных, как мы уже писали в начале статьи, был дьячок Иванов, о пожаловании в Диаконы которого жители ходатайствовали в 1799 году. В XIX веке диаконами в Вязовке служили Дмитрий Иоакинфиевич Кустодиев (11.1824 – 03.1829), Максим Иванович Смирнов (01.1829 – 10.1831), Николай Хитров (1848 – 1849), Павел Васильевич Каменский (09.1866 – 12.1867).
14 апреля 1896 года предоставлено место диакона в селе Вязовке окончившему курс Саратовской Духовной Семинарии Иоанну Залетову.20 27 августа 1897 года он переведён на место Священника в селе Мордовской Норке, Петровского уезда.21
26 октября 1901 года место диакона предоставлено диакону с. Садовки, Вольского уезда, Александру Тодорцеву.22 Он служил до 18 марта 1904 года. Затем поочерёдно диаконами служили Петр Григорьевич Афинский (29.10.1904 — 31.03.1905), Александр Васильевич Уткин (31.03.1905 — 04.08.1905) и Сергий Иванович Мохряков (17.08.1905 — 22.05.1907).
5 сентября 1907 года место диакона при Христорождественской церкви с. Вязовки было предоставлено отставному поручику Иустину Кастальскому.23 28 Декабря 1907 года ему было предоставлено место диакона при Крестовоздвиженской церкви слободы Баланды, Аткарского уезда.24
9 октября 1908 Кастальского сменяет бывший студент Казанского университета Всеволод Ктаторов.25 В каком году он был отстранён от служения точно не установлено, но в 1912 году диаконом с. Вязовки Саратовского уезда показан Рубин Василий.26
Указом Святейшего Синода от 12 марта 1913 г. за № 4235, с запрещенного в священнослужении диакона церкви села Вязовки Саратовского у., Всеволода Ктаторова, согласно его прошению, был снят диаконский сан.
2 октября 1913 диакону-псаломщику Спасо-Преображенской единоверческой церкви гор. Саратова Иоанну Марфину предоставлено штатное диаконское место при Христорождественской церкви села Вязовки.27 24 июля 1914 г. ему предоставлено место священника при Серафимовской единоверческой церкви села Больших Бакур, Сердобского уезда, куда он и переехал.28
24 октября 1914 года диаконское место вЦерковь Рождества Христова в селе Вязовка Саратовского узда было представлено псаломщику кладбищенской церкви гор. Камышина Венедикту Александровичу Островидову.29 23 ноября 1916 года, по резолюции Его Преосвященства Преосвященнейшего Палладия Епископа Саратовского и Царицынского, он был перемещен на диаконскую вакансию к Успенской Соборной церкви посада Дубовки, Царицынского уезда.30
23 января 1917 года на диаконскую вакансию в Церковь Рождества Христова в селе Вязовка был назначен псаломщик-диакон села Мариинской Колонии, того же уезда, Михаил Сребренников.31
Это последний диакон Вязовской церкви, о ком нам удалось найти данные.
Кроме священников и диаконов в притч православного храма входили псаломщики. Звание «Псаломщик» утверждено 16 (28) февраля 1885 года определением Святейшего Синода всем состоящим при церквах причетникам — церковнослужителям, в
обязанности, которых входит чтение из богослужебных книг, пение на клиросе и вообще участие во всех церковных богослужениях. До 1885 года эти функции выполнял пономарь.
Понома́рь (официально Парамона́рь; от др.-греч. παραμοναριος — «приставник», «привратник», «придверник») — служитель православной Церкви, обязанный прислуживать при Богослужении, а также звонить в колокола. В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи — дьячок, реже — послушник
К обязанности пономаря было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, шествие со свечами перед священнослужителями на торжественных богослужебных входах и, наконец, уборка храма и алтаря.
С конца XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально — назначение на должность пономаря благословляется (разрешается) настоятелем храма без письменного приказа. Обязанности пономарей разделены между свещеносцами, звонарями, певчими, алтарниками, псаломщиками (чтецами), старостами храма.
В Вязовском храме на этих должностях служили следующие люди:
В 1867 году 31.01.учитель приходского училища села Вязовки Саратовского уезда Яков Целлеров в то же село определён причётником.32
7 августа 1902 года диакону-псаломщику с. Вязовки Феодору Архангельскому предоставлено место диакона в с. Елшанке, Саратовского уезда.33
19 августа 1902 года предоставлено место псаломщика в с. Вязовке, крестьянину — учителю пения Нееловской церковной школы, Саратовского уезда, Георгию (Григорию) Кузнецову.34
2 мая 1903 г. предоставлено место псаломщика в с. Вязовке, Саратовского уезда, учителю Новосильцевской церковно-приходской школы, Вольского уезда, Виктору Малиновскому, в звании исправляющего должность.35
17 июля 1907 года и. д. псаломщика Христорождественской церкви с. Вязовки, Саратовского у., Георгий (Григорий) Кузнецов получил должность псаломщика в Казанской церкви села Большая Каменка. В этот же день в звании и. д. псаломщика в Вязовку был назначен бывший воспитанник 3 класса Саратовской духовной семинарии Вениамин Шаткинский.36
6 июля 1910 года место псаломщика представлено псаломщику Казанской церкви села Большой Каменки Георгию (Григорию) Кузнецову.
Определением Епархиального Начальства, от 25 июля 1910 года за № 655, уволен за штат и. д. псаломщика Христорождественской церкви с. Вязовки Вениамин Шаткинский, по болезни.37
9 августа 1912 года псаломщик Христорождественской церкви с. Вязовки Георгий (Григорий) Кузнецов уволен, по прошению, за штат. Резолюцией Его Преосвященства от 10 августа 1912 № 2217 предоставлено место псаломщика при Христорождественской церкви с. Вязовки, Саратовского уезда — учителю Петру Сторожеву, в звании и. д. псаломщика. 38
4 сентября 1912 года заштатный псаломщик Георгий (Григорий) Кузнецов, исключён из списков за смертью.39
2 июля 1915 года и. д. псаломщика Христорождественской церкви села Вязовки, Саратовского уезда, Петр Сторожев был утвержден в должности псаломщика, с принятием его в духовное звание.40 4 октября 1915 он был уволен за штат по его прошению, с причислением к заштатному духовенству церкви села Лоха, Саратовского уезда.
Его сменил окончивший одногодичные дополнительные курсы музыки и пения при Вязовской второклассной школе Василий Мишаткин 4 октября 1915 года с званием и. д. псаломщика.41
О других служителях Вязовского храма во имя Рождества Христова данных найти не удалось.
После закрытия церкви в 1930 году были снесены колокольня, алтарь, восьмерик с куполом и церковная ограда. До конца 1992 года здание использовалось как кинотеатр.
В 1995 году жители села Вязовка Татищевского района обратились в Саратовскую епархию с прошением о создании в селе православной общины. Приходу было возвращено частично уцелевшее здание церкви Рождества Христова. После проведения работ по устройству храма, по благословению Архиепископа Саратовского и Вольского Александра (Тимофеева †2003), начали совершаться богослужения.
Первые богослужения вёл протоиерей Николай Агафонов, тогда — ректор Саратовской духовной семинарии, затем клирик Петропавловского храма в Самаре, преподаватель Сретенской семинарии, известный писатель, автор рассказов и исторических романов, почивший в июне 2019 года.
В 2000 году в Вязовке служил священник Сергий Захарья. Затем настоятелем служил Константин Бирюков, которого 10.11.2011 сменил Алексей Новичков.
По Промыслу Божию церковь Рождества Христова в селе Вязовка обладает удивительной святыней – крестом-голгофой с распятием, созданным в XVIII веке. Фигура Спасителя удивительно тонкой работы была обретена в доме одной из прихожанок. Образ пребывал в ужасном состоянии: отсутствовали руки, были повреждены ноги. Верующие спасли его при закрытии одного из храмов и много лет прятали по домам. Видимо, безбожники грубо сорвали фигуру Господа с креста, повредив её. Встреча со старинной святыней стала потрясением для настоятеля храма в Вязовке Сергия Захарья, а затем и для скульптора, который взялся за её реставрацию.
Когда распятие было готово, его принесли в храм и перед установкой положили на пол. После установки прихожане сделали фотографии, и были очень удивлены, когда на цветных фотографиях увидели на полу именно в том месте, где лежало распятие, пятна, похожие на пятна крови. На этом необычные события не закончились.
В марте 2021 года на венце Христа распустились почки. Венец был сделан за год до этого во время Великого поста из сухих стеблей роз. Прихожане увидели в этом чудо.
Примечания:
1 Справочная книга Саратовской епархии. 1912г.
2 Архив Саратовской Духовной Консистории. Саратовские епархиальные ведомости.1896 № 9 Стр.183
3 Биографические сведения о вышепоименованных Членах и Секретарях Консистории. СЕВ 1915 № 12
4 Саратовские Епархиальные Ведомости 1881 № 1 Стр.5
5 Там же. № 11 Стр. 233
6 Там же. № 19 Стр. 350-352
7 Саратовские Епархиальные Ведомости. № 8 Стр. 130
8 Там же. № 18 Стр.507
9 Там же. 1889 № 18 Стр.508
10 Саратовские Епархиальные Ведомости. 1901 № 10
11 Там же. № 12
12 Саратовский Духовный Вестник. 1905 № 2
13 Там же. 1906 .№ 25 Стр.8
14 Саратовский Духовный Вестник. 1906 .№ 49-50
15 Там же. 1907 .№ 7 Стр.14
16 Там же. 1907 .№ 20
17 Саратовский Духовный Вестник. 1909 .№ 23 Стр.9
18 Там же. 1912 № 40-41.
19 Саратовские Епархиальные Ведомости. 1913 № 9.
20 Саратовские Епархиальные Ведомости. 1896 № 9 Стр. 175.
21 Там же. № 18 Стр. 354.
22 Там же. № 22 Стр. 375.
23 Саратовский Духовный Вестник. 1907. № 36. Стр.15.
24 Там же. 1908 № 3 Стр.10.
25 Там же. 1908 № 42 Стр.10.
26 Список членов Похоронной Кассы, не вносивших год членских взносов за 1912 год.
27 Саратовские Епархиальные Ведомости. 1913 № 14.
28 Саратовские Епархиальные Ведомости. 1914 № 16.
29 Там же. № 21.
30 Там же. 1916. № 36 Стр. 1338.
31 Саратовские Епархиальные Ведомости. 1917. № 5.
32 Саратовские Епархиальные Ведомости. 1867 № 2,3,4 стр. 49-50.
33 Там же. 1902 № 17.
34 Там же.
35 Саратовские Епархиальные Ведомости. 1903 № 10.
36 Саратовский Духовный Вестник. 1907 № 28 Стр.12.
37 Саратовский Духовный Вестник. 1910 № 31.
38 Саратовский Духовный Вестник. 1912 № 28-29. Стр. 25-26.
39 Там же. № 38
40 Саратовские Епархиальные Ведомости. 1915 № 21. Стр.881
41 Саратовские Епархиальные Ведомости.. 1915 № 30