Пасхалова Алевтина Михайловна

4
(1)

Пасхалова (по мужу Аносова) Алевтина МихайловнаПасхалова (по мужу Аносова) Алевтина Михайловна (27.5(8.6).1875 (в некоторых источниках 1873 и 1878), с. Сокур Саратов. губ. — 01.04.1953, Саратов) — артистка оперы, концертная певица, вокальный педагог и музыкально-общественный деятель. Заслуженная артистка РСФСР (1934).

Родилась в семье надворного советника Михаила Никандровича Пасхалова(в числе русских патриотов-добровольцев Михаил Никандрович ушёл на фронт и погиб, освобождая сербов от османского ига). Мать будущей певицы вторично вышла замуж, а семилетнюю Алевтину отправила к бабушке в Саратов. Девочку определили в Саратовский Мариинский институт, где она взяла первые уроки игры на фортепиано у Фёдора Михайловича Достоевского (племянника писателя), ученика А. Рубинштейна и пению — у итальянца Рокко. В ученических концертах исп. ф-п. произв. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, пела в хоре. В 1893 поступила в моск. вокальную студию Е. Терьян-Коргановой, где вскоре её услышал С. Мамонтов и пригласил в Моск. частную рус. оперу на партию Церлины («Дон Жуан» В. А. Моцарта). В 1893—98 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Е. А. Лавровской), к-рую окончила с малой серебряной медалью. Живя в доме Е. Лавровской, познакомилась с С. Танеевым, А. Гречаниновым, С. Рахманиновым и неоднократно исп. оперные арии и романсы в их сопровождении. В 1895 на одном из вечеров в доме родственников поэта Е. Баратынского её слышал Л. Н. Толстой.

Алевтина Михайловна в молодости

Алевтина Михайловна окончила Московскую консерваторию в 1898 году по классу замечательной певицы Елизаветы Андреевны Лавровской, высоко ценившей вокальное дарование своей ученицы и ее преданность искусству. Выпускным спектаклем Пасхаловой была опера Вебера «Волшебный стрелок» на сцене Большого театра, дирижировал В.И. Сафонов. Пасхалова пела партию Анхен, над сценическим образом которой она работала с прославленной артисткой Малого театра Гликерией Николаевной Федотовой.

Спектакль имел успех, и окончившая консерваторию с малой серебряной медалью Алевтина Михайловна была приглашена в труппу С. И. Мамонтова, где пели тогда Ф.И. Шаляпин, А.В. Секар-Рожанский, Н.И. Забела-Врубель… Первой большой партией Пасхаловой стала Джульетта в опере Гуно «Ромео и Джульетта», потом она пела Ксению в «Борисе Годунове» Мусоргского с Шаляпиным в заглавной роли, Лакме в одноименной опере Делиба.

Когда опера Мамонтова перестала существовать, Пасхалова несколько лет работала в провинции: в Казани (1899, 1900, 1908, 1909), Перми (1899, 1901, 1902—03), Саратове (1900; летом 1915 — в Общедоступной опере), Житомире (1901), Каменец-Подольске, Н. Новгороде (1904). Она очень полюбилась слушателям, затем в Москве (т-р «Аквариум», антр. М. Медведева), Петербурге (Новый летний т-р «Олимпия», антр. Е. Кабанова и К. Яковлева). В 1905 году певица дебютировала в партии Лакме на сцене Мариинского театра и была принята в труппу.

Последней партией была Волхова в «Садко» Римского-Корсакова; последней, потому что Пасхаловой пришлось покинуть императорскую сцену, несмотря на успех у публики и признание критики: ее вольнолюбивый характер пришелся не ко двору.

И снова провинция: пела в Саратове, Екатеринодаре (1910), Казани, Харькове (1910—11), Тифлисе (1912—13), Кишинёве. В 1912 совершенствовалась в вокальном искусстве в Милане у А. Броджи и А. Бетинелли. В 1906, 1911/12 гастролировала в Генуе, Вероне и Милане (здесь дебютировала в т-ре «Ла Скала»).

Пасхалова Алевтина Михайловна обладала выдающимся по красоте, ровным во всех регистрах голосом хрустально-чистого тембра с густым низким регистром. Исполнение отличалось тонкой фразировкой, экспрессивностью в драматических эпизодах. Один из харьковских музыкальных критиков писал: «Приятно и смотреть, и слушать несомненно талантливую и интеллигентную артистку. Её исполнение необыкновенно цельно и законченно. Все обдумано до малейших подробностей — костюма, жеста, движения, оттенков пения. В передаче разнообразнейших настроений чувствуется та свобода и уверенность, та простота и естественность выражения, которыми отличается художественное исполнение». Репертуар насчитывал свыше 60 партий.

В 1913—14 концертировала в Екатеринодаре, Оренбурге, Ташкенте, Самарканде, Бухаре.

С 1915 жила в Саратове, где после революции содействовала созданию оперного театра. Записывалась на грампластинки (1913, романсы П. Чайковского, С. Рахманинова, Э. Грига, Ф. Шопена).

С первых дней Великой Октябрьской революции А.М. Пасхалова активно включилась в культурно-просветительную работу, выступая с концертами перед рабоче-крестьянской аудиторией, исполняя классический и новый, советский репертуар.

С 1918 преподавала в Саратовской консерватории. По инициативе певицы и М. Е. Медведева здесь был открыт класс Камерного пения. За 32 года педагогической деятельности воспитала целую плеяду певцов, среди которых М. И. Денисов, Нина Пасхалова (её дочь). В годы Великой Отечественной войны, когда Московская консерватория была эвакуирована в Саратов, была также профессором вокальной кафедры этой консерватории.

В 1924 году консерватория была преобразована в музтехникум. Пасхалова по-прежнему вела класс вокала и камерного пения, продолжала работать в оперном театре, совершала концертные поездки.

В 1928 году состоялся Юбилейный концерт, посвященный 30-летию актерской и педагогической деятельности Алевтины Михайловны. В нем приняли участие солисты оперы Т. Пахомова, Н. Полиновский, В. Волчанецкая, А. Каратов. Сама Алевтина Михайловна исполнила произведения Н. Римского-Корсакова в сопровождении симфонического оркестра под управлением Я. Евдокимова. Интересно отметить, что в этом же концерте выступала 24-летняя дочь и ученица А.М. Пасхаловой — Нина Александровна Пасхалова, которая в дальнейшем с успехом пела на сценах оперных театров Харькова, Саратова, Баку. У Н.А. Пасхаловой был также обширный камерный репертуар. Она занималась активной музыкально-просветительской и педагогической деятельностью, являлась преподавателем народной певческой школы при Центральном Доме работников искусств в Москве.

В 1934 году Алевтине Михайловне присвоено звание “Заслуженный артист РСФСР”. В 1935 году, когда вновь открылась консерватория, Алевтина Михайловна назначена исполняющей обязанности заведующего вокальной кафедрой. В декабре 1940 года ей присвоено ученое звание профессора.

1 апреля 1953 года Алевтина Михайловна Пасхалова скончалась в возрасте 75 лет.

Соч.: Воспоминания заслуженной артистки РСФСР профессора А. М. Пасхаловой / Под ред. Н. А. Пасхаловой (рук.). — в ГЦММК; частично опубликована в журн. «Муз. жизнь», 1968. № 13. С. 19—20;

Пасхалова Анна Никаноровна. 1880-е годы. Национальный музей Республики Татарстан.
Дом, где жила А.Н.Пасхалова на углу Б.Сергиевской и Царицынской (ныне Чернышевского и Первомайской). В этом доме Алевтина Михайловна жила у бабушки с 1883 по 1893 год.

Алевтина Михайловна была не единственным одарённым человеком в семье. Её бабушка — Анна Никаноровна Пасхалова(урожденная Золотаева)(8.10. 1823—21.12.1885), женщина весьма незаурядная, была собирательницей русских народных песен, одаренной поэтессой, другом Н.Г. Чернышевского и членом его литературного кружка. В истории Саратова её обычно упоминают в связи со ссылкой в наш город историка Костомарова: с ним она собрала и опубликовала сборник русских песен Поволжья — первое издание песенного фольклора Саратовского края. Она и сама писала неплохие стихи (на некоторые из них её сын Виктор положил музыку — так родились романсы «Слышишь ли, милый», «Прости мне», «Изобидели сердце», «Дай на тебя наглядеться» и другие).
Анна Никаноровна одна воспитывала пятерых детей. Хотя поначалу брак семнадцатилетней провинциалки, дочери чиновника Залетаева (из духовного звания) с Никандром Васильевичем Пасхаловым, директором Сенатской типографии, казался завидным, но закончился он трагически.

Пасхалов Виктор Никандрович. Дядя певицы.

Ее первенец, Виктор Никандрович Пасхалов, известный композитор родился в Саратове. Как сообщает Наталия Самохвалова, сотрудник Государственного архива Саратовской области, архивистам удалось выяснить, что Виктор Пасхалов на самом деле родился 14 апреля (по старому стилю) 1840 года, о чем есть запись в метрической книге Ильинской церкви города Саратова, а не18 (30) апреля 1841 года как это указывается во многих источниках. Затем Пасхаловы уехали в Петербург. Семь лет прожила в столице, пока за ней не приехал отец и не увёз её на родину: пристрастие Пасхалова к вину переросло в тяжёлый алкоголизм (от него он и умер в 1853 году). В 1854 году в Саратове она вышла замуж за писателя и историка Даниила Лукича Мордовцева(1830-1905), который был репетитором (а потом и отчимом) детей Пасхаловых.

Пасхалов Клавдий Никандрович. Дядя певицы.

Вторым сыном Анны Никоноровны Пасхаловой был Клавдий Никандрович Пасхалов (1843-1924), известный в начале XX века политик и писатель (детство его прошло в Саратове), автор трёхтомного «Сборника статей, записок, речей и проч.» (М., 1906-1912). Его имя на протяжении XX столетия замалчивалось, потому что он был ярым монархистом, верой и правдой служил престолу.
Дворянин К.Н. Пасхалов родился в Калужской губернии, свою жизнь посвятил финансам, работал в министерстве финансов, в Крестьянском банке. Политикой стал заниматься в годы революции 1905 года, несмотря на почтенный возраст, выступил решительным борцом за монархические идеалы. В 1913 году он добился встречи с императором, которого предостерёг от надвигающейся катастрофы. Увы, его не услышали. В письме к своему единомышленнику Н.Н. Родзевичу Пасхалов сетовал: «Во мне говорит не досада обманутого самолюбия, а просто отчаяние от потери спо­собности власти различать, кто её союзники и кто противники, в ком её спасение и в ком — гибель». К.Н. Пасхалов был одним из организаторов саратовского совещания уполномоченных монархических организаций 27 — 29 августа 1915 года — попытки предотвратить революцию.
Он стал врагом новой власти, но умер, проживая в Алексине Тульской губернии, в возрасте 81 года своей смертью, избегнув репрессий.

Анна Александровна Пасхалова-Чегодаева
Анна Александровна Пасхалова-Чегодаева

Единственный сын Виктора Никандровича – Вячеслав Пасхалов – родился в Москве в 1873 году, умер в 1951 году в Ленинграде. Он написал об отце статью для сборника «Биографии композиторов с IУ по XX в.», который вышел в Москве в 1904 году под редакцией А. Ильинского.
Вячеслав воспитывался в Саратове, по окончании гимназии в 1892 году под влиянием бабушки Анны Никаноровны поступил на отделение народной словесности Московского университета, но, как и отец, увлёкся музыкой. В 1910 году закончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества по классу композиции. В 1894 году брал уроки у Василия Сергеевича Калинникова.
Работал в нотном отделении Румянцевского музея. Занимался изучением и пропагандой народного творчества. С 1900 года член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.
С 1927 года Вячеслав Викторович преподавал в Московской консерватории, сначала – доцент (читал курс музыкальной этнографии), потом профессор. Докторскую диссертацию по искусствоведению защитил в 1944 году. В 1950 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Анна Александровна Пасхалова-Чегодаева (1869-1944) — двоюродная сестра Алевтины Михайловны вошла в историю театрального искусства страны. «Пасхалова создала целый ряд сильных и ярких женских образов, овеянных каким-то особым, ей одной свойственным обаянием», — отмечал критик особенности творческой манеры драматической актрисы Анны Александровны Пасхаловой-Чегодаевой (1869-1944). После окончания Петербургского театрального училища в 1887 г. она вступила в труппу Александринского театра, в котором проработала до 1895 г. После этого перешла в основанный А.С. Сувориным в том же году Театр Литературно-художественного общества (Мгебров 1929-32, I: 3; Петровская, Сомина 1994: 201). Через три года Пасхалова перешла в киевский Театр Н.Н. Соловцова. Кроме Киева и Одессы, выступала также на сценах Харькова, Ростова-на-Дону и др.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Сайт разработан студией: ETS-ART