Свято-Никольский Поморский храм с. Корсаковка

5
(1)

22 мая 2009 года, на праздник перенесения честных мощей Николы, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в с. Корсаковка Татищевского района Саратовской области был освящен старообрядческий Свято-Никольский Поморский храм.

Свято-Никольский Поморский храм
2007 год — строительство старообрядческого Поморского храма

В 2019 году на торжественное Богослужение по случаю Престольного праздника и 10-летнего юбилея со дня освящения храма собралось множество гостей. Погода благоволила проведению торжественного события — после нескольких не по-майски холодных дней, установилась безветренная, тёплая погода. Разделить духовную радость знаменательного для Свято-Никольского храма дня съехались гости из окрестных деревень и г. Саратова. Божественную службу возглавил и.о. наставника Саратовской Поморской общины о. Сергий Платонов и помощник наставника о. Владимир Горбунов.

После совершения двух молебнов в честь праздника Преполовения Пятидесятницы и перенесения честных мощей Николы, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, был совершён Крестный ход вокруг часовни.

Начало Крестного хода

С пением стихер и величания святителю Христову Николе Крестный ход три раза обошел храм и церковный двор. Всё это время чудесный колокольный звон в исполнении о. Владимира оглашал воздух торжественными переливами, наполняя сердца верующих миром, светом и неизреченной радостью.

В этот день гости тепло поздравляли христиан с. Корсаковка с важным событием — юбилеем Свято-Никольского храма — и желали, чтобы соборная молитва здесь не прекращалась никогда. По окончании праздничной службы и Крестного хода участники праздника были приглашены на братскую трапезу.

Нужно отметить, что с. Корсаковка было издревле старообрядческим. При поселении был молитвенный дом, просуществовавший до 30-х годов ХХ века и впоследствии разрушенный. О том, что в поселении была сильная община говорят архивы: существовал свой Духовный Совет, который вел переписку со многими другими общинами. В ГАСО также имеется переписка 1915-1916 гг. христианина Поморской общины с. Корсаковка Терентия Ивановича Богатова со строительным отделением Саратовского Губернского Правления. Корсаковская поморская община просила Губернское Правление утвердить проект пристройки сеней с помещением для сторожки к существующему небольшому молитвенному дому, в чем им было отказано…

Документ из ГАСО

Благодаря строительству Свято-Никольского старообрядческого храма, местные христиане-староверы получили возможность приблизиться к Богу через молитву и соборность. Местная община христиан совсем небольшая, раньше люди молились по частным домам и даже не думали, что обретут такой прекрасный храм.

Свято-Никольский Поморский храм
Свято-Никольский Поморский храм

Сама часовня не очень большая по площади, но при этом внутри довольно уютная. Иконостас выполнен в традиционном древнем стиле, он имеет четыре яруса: местный, деисусный, праздничный, апостольский. По боковым стенам расположены образа наиболее почитаемых святых. На сводах храма в нижнем ряду изображены пророки, а выше, на парусах свода — Евангелисты, Святая Троица и Господь Вседержитель с двенадцатью апостолами. Из-под купола на молящихся взирает образ Господа Исуса Христа.

С внешней стороны над входом в часовню размещены два ангела-хранителя, поддерживающие Образ Спаса Нерукотворного, а со стороны подъезда к храму, на его южной стене, находится Голгофский Крест с орудиями Страстей. Венчает храм большой золоченый купол с восьмиконечным Крестом. Около часовни для нужд общины построен дом.

Силами храмоздателя на северной стене храма снаружи в нише была установлена мозаичная Богородичная икона «Оранта», что в переводе означает «Молящаяся». Пресвятая Богородица изображена в полный рост, с молитвенно воздетыми вверх руками. Такие изображения находят в катакомбах уже в первые века христианства. На груди Владычицы располагается окруженный сиянием славы, как Светом вечности, Младенец Христос. Этот тип изображения получил в Византии название «Богоматерь Великая Панагия», что означает по-гречески «Всесвятая».

На южной стене храма, также в нише, установлена мозаичная икона храмового святого — святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святой изображен в полный рост, десница его собрана в двуперстие, в левой руке — Святое Евангелие. На правой стороне мозаичной иконы поясное изображение Исуса Христа, который правой рукой благословляет святителя, а левой подаёт ему Евангелие; на левой стороне иконы — Богоматерь, держащая в руках распростертый омофор. Образ этот также является очень древним, подобные изображения известны в русской иконописи с конца XIII века.

Свято-Никольский Поморский храм

Интересная история связана с изображенными над входом ангелами, образцом для такого изображения стали два ангела, находящиеся на фронтоне колокольни Поморского храма в Москве в Токмаковом переулке, которые, в свою очередь, являлись копией ангелов, украшавших до революции 1917 года Спасскую башню Московского Кремля. Вот так незримо храм в Корсаковке оказался связан с древним Московским Кремлем.

Свято-Никольский Поморский храм
Мозаичная икона храмового святого — святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Вот уже 13 лет Саратовская Поморская община своими скромными силами опекает местное церковное общество. 13 лет — этот совсем небольшой срок, но за этот промежуток времени было сделано очень многое. Регулярные богослужения, попечение пастырей о своей пастве, духовное воспитание молодого поколения, — всё это является важным итогом духовной жизни старообрядческого прихода Свято-Никольского храма с. Корсаковка.

Строительство храма — это всегда большая радость для христиан, а то, что храм был построен в многотрудное время — это еще и духовный подвиг. Искреннюю благодарность саратовские староверы-поморцы выражают попечителю, храмоздателю Свято-Никольского храма Рябченко С.Н.

 Как следует из приведённого выше документа из саратовского областного архива, в Корсаковке жили старообрядцы поморского согласия.

 

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) — современное официальное название брачного поморского согласия старообрядцев, не приемлющих священства (безпоповцев). Как и многие безпоповские согласия, ДПЦ не имеет трехчинной иерархии; принятые у поморцев таинства (Крещение, Исповедь) совершаются мирянами (духовными наставниками). Согласие старообрядцев-безпоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приема беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской Православной Церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, произносимые священством. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь, ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и все согласие получило наименование Поморского.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошёл 1–10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешёл ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным безпоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов. К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были репрессированы или находились на нелегальном положении.

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует ещё более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издаётся периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодёжные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-Календарь издаётся тиражом 10000 экз.

 

Среди жителей Татищевского района часто распространено употребление термина «кулугуры» для обозначения староверов.

На большинстве сайтов, обсуждающих термин «кулугур», можно встретить следующее объяснение. «В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово «кулугур» или (что считается равнозначным по смыслу греческому) «калогер»  означает имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почётным лицам из  монашествующих. Со временем оно сделалось нарицательным. При переводе  древних греческих прологов и патериков на славянский язык это слово оставлено без перевода».

«В России слово «кулугур» стало синонимом старца — духовного наставника, второго лица после настоятеля монастыря. Видимо, по аналогии им стали обозначать пожилых лидеров старообрядческих общин беспоповцев — наставников и начетчиков, а затем и всех прочих членов общины. Наконец, в современном словоупотреблении так подчас называют старообрядцев вообще».

При этом большинство историков, обсуждающих термин, предполагают, что этот термин обозначает «федосеевцев». Основателем первой общины федосеевцев был бывший дьякон деревни Крестецкий Ям, близ Новгорода, Феодосий Васильев (1661—1711) из рода бояр Урусовых. Федосеевское согласие оформилось в начале 90-х годов XVII в. Со второй половины XVIII столетия федосеевцы постепенно становятся самым многочисленным и влиятельным направлением в беспоповстве, выражавшим в первую очередь настроения и интересы выходцев из деревни, вовлечённых в новые, капиталистические отношения.

Федосеевцы — беспоповцы, и даже брака у них нет. Никакого. Все, кто в сожитии, те вне закона и вне молитвенного общения. Если и приходят на общее моление, стоят отдельно, не проявляя признаков моления и не крестясь. Основными местами проживания были Московская и Казанская губернии.

При подготовке статьи использованы материалы статьи «Юбилей Свято-Никольского Поморского храма с. Корсаковка — 10 лет со дня освящения!» с сайта «Староверы-Поморы»

 

 

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт разработан студией: ETS-ART